Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 9 человек

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Дата: 14 ноября 2019 в 14:31
Автор: Титова С. В.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Гимнастика для рук, ног – дело для нас знакомое и привычное. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима! Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит также при участии органов дыхания. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Уже с первых месяцев жизни ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. После 7—8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку - активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Задача родителей – не оставить эти «упражнения» без внимания, демонстрировать ребенку образец выразительной артикуляции, обыграть получившееся выражение, включить его в понятный, интересный ребенку сюжет.

С детьми двух-трех лет можно проводить целенаправленные занятия артикуляционной гимнастикой. На первых порах упражнения эффективнее выполнять сидя перед зеркалом: ребенок должен видеть, в каком положении находятся губы, что делает язык. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Например, для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка (облизал верхнюю или нижнюю губу, перевел язык из одного уголка рта в другой) можно намазать губы вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений нужно творчески, с учетом возможностей, вкусов, настроения Вашего ребенка.

Предлагаем игровые упражнения для проведения артикуляционной гимнастики с малышами.

Сытый хомячок. Губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, «набрать» полный рот воздуха – надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми в зависимости от возможностей ребенка 3 – 5 секунд.

Голодный хомячок. Аналогично предыдущему упражнению, только щеки нужно втянуть внутрь (сначала можно помочь руками).

Шарик лопнул. Губы закрыты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Окошко. Широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».

Дудочка (трубочка, хоботок). Вытягиваем вперед губы, зубы сомкнуты (как хобот у слона, играем на дудочке, изображаем поцелуй).

Улыбка. Растянуть губы в улыбку на 5 – 10 секунд (зубы в естественном прикусе: верхние слегка перекрывают нижние).

Улыбка – хоботок. Чередование положений губ двух предыдущих упражнений: сначала каждая поза фиксируется 3 – 5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается.

Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо и влево, вращать по кругу.

Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносим глухой звук ППП без выдоха). Если малыш не против, можно сжать большим и указательным пальцами одной руки  верхнюю губу за носогубную складку (вертикально), двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх–вниз.

Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большой палец был под нижней губой, а все остальные – на верхней губе, и вытягивать губы вперед, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Часики. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой (часики тикают).

Если губы ребенка слабые и предложенные упражнения не получаются, попробуйте с малышом:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту (сколько ты сможешь не дышать?);

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, длинный леденец) нарисовать на бумаге или в воздухе круг, квадрат, дорожку;

- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку – взрослый пытается ее плавно вытянуть;

- пить (дуть в воду) через трубочку;

- мелко нарезать бумагу (можно использовать вату), сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться сразу. Постарайтесь заинтересовать малыша, будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.