Ну какого родителя не раздражает, когда его кроха все подряд трогает, тянет в рот, нюхает? А ребенок, сколько бы не слышал приказов прекратить, сделать это не может. Почему? Потому что это – активное развитие сенсорной сферы…
Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это развитие ощущений, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
С психологической точки зрения, первый год жизни ребенка – это год активного становления сенсорики.
На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие невозможно отделить от интеллектуального: все изученные сенсорные эталоны непосредственно влияют на запас знаний ребенка.
Около 3 лет у ребенка происходит усвоение главных представлений о признаках предметов (сенсорных эталонов), а именно:
пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
музыкальные ноты, звуки родного языка;
четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
два температурных определения (тепло, холодно);
пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
Итак. Мы выяснили, что такое сенсорика, давайте разберем, из чего она состоит.
Компоненты сенсорного развития:
• зрительные ощущения – ребенок различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве
• слуховые ощущения – ребенок слышит музыку, звуки природы, шумы, человеческую речь, и учится их различать
• осязательные ощущения –прикосновения, ощупывания различных по фактуре материалов
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей.
Для детей от 0 до 1 года:
прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения.
Для детей от 1 до 2 лет:
разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просите его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме
разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия.
Для детей от 2 до 3 лет:
начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите
называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами
расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку.
Сенсорное развитие ребенка формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре, Вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.
Успехов!
Педагог-психолог
Шафрановская Я.А.