Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Речь с пеленок. Игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки речи.

Дата: 21 апреля 2022 в 14:07
Автор: Титова С. В.

Речь с пеленок.

Игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки речи.

В вашей семье долгожданное прибавление!

 Появление малыша изменяет привычный уклад жизни семьи. Первые дни и недели жизни ребенка часто вызывают у вас неожиданные переживания. Вы внимательно наблюдаете за поведением крошки и задаете себе вопрос: «Как развивается мой малыш, и что я могу сделать, чтобы он быстрее и активнее узнавал окружающий мир?».

На многие вопросы вы находите ответы, используя свой жизненный опыт, опыт родных или друзей, которые совсем недавно прошли этот период со своим малышом; знакомитесь с литературой по воспитанию и развитию ребенка раннего возраста. К сожалению, большинство книг, посвященных детям младенческого и раннего возраста, описывают то, что нужно делать родителям для успешного физического развития ребенка, и почти ничего не говорят о том, насколько важно родителям научиться понимать малыша, и его способности к восприятию и изучению окружающего мира. День за днем ребенок накапливает чувственный опыт, начинает понимать отличие приятных и неприятных  раздражителей извне. Он учится своими реакциями (крик, плач, мимика, телодвижения) сигнализировать родителям об этом. Это первые попытки заявить о себе, своих ощущениях, потребностях и желаниях. Родителям необходимо быть наблюдательными, чтобы научиться понимать потребности ребенка, правильно на них реагировать и этим давать возможность ребенку учиться.

Первый год жизни – подготовительный этап формирования речи. Он   включает развитие у детей голосовых реакций, подражания и начатков понимания речи.

 Вы должны знать, что голосовые реакции, имеющие значение подготовительных элементов речи, возникают у детей в первые месяцы под влиянием эмоционального общения  взрослого с ребенком.

В возрастном периоде от рождения до года выделяются следующие этапы развития активной и пассивной речи: от 0 до 3  месяцев,  от  3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев, от 9 месяцев до 1 года.

Чтобы выработать у малыша предречевые навыки взрослые должны:

  • Больше разговаривать с ребенком во время режимных моментов: кормления, купания, укладывания спать; во время игровых моментов. Развивать у ребенка потребность общения с взрослым.
  • Особенно важной является задача – установление эмоционального контакта между матерью и ребенком.
  • Поддерживать эмоционально положительный фон общения с ребенком;
  • Заниматься специально 1-2 минуты в день;

У ребенка первого полугодия первого года жизни ведущей формой общения является эмоционально положительное общение со взрослым. Это основа для формирования предпосылок речевого развития и речевой деятельности в целом. Улыбка, радостный голос родного или близкого человека – вот главное, что так важно для развития ребенка в этот период. Спокойное, радостное самочувствие малыша – основное условие для развития его голосовых реакций.

На первом этапе (от 0 до 3 месяцев) вызывайте зрительное и слуховое сосредоточение: учите малыша всматриваться в лицо взрослого, в яркие игрушки, следить за передвигающимся предметом, прислушиваться к различным звукам, отыскивать по звуку погремушку или колокольчик.

К первым неумелым попыткам малыша заговорить (имеется в виду гуление) надо внимательно прислушиваться, а затем отвечать на это в той манере, которую младенец способен воспринять. Для этого важно при любой возможности говорить, обращаясь непосредственно к ребенку, лицом к лицу. Ребенок может развивать свою речь лишь тогда, когда он к этому готов; форсировать этот процесс нельзя, потому что младенец этого просто не воспримет. Например, в возрасте 2 месяцев ребенок может пытаться произносить гласные звуки, но согласные ему еще недоступны.

Приемы стимуляции гуления и лепета:

1. Гуление у ребенка вызывают ласковым голосом или пением. Сначала дайте ребенку возможность прислушаться к нерезким, приятным  звукам Вашего голоса.

Мама наклоняется к ребенку, ласково, певуче с ним разговаривает, поглаживает его.

Постепенно во время такого общения ребенок становится сосредоточенным, прекращает беспорядочные движения, как бы прислушиваясь, присматриваясь к тому, что говорит или показывает ему взрослый. И, наконец, появляется первая ответная улыбка. Возникновение улыбки свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении со взрослым. Важным является стимулирование «комплекса оживления». А также особое внимание необходимо обращать на формирование у ребенка    положительного отношения к игрушке.

2. Мама (взрослый) наклоняется к ребенку, разговаривает с ним, произносит певучие звуки а, у. Ваш малыш будет все чаще подключаться к «разговору». А Вы поддерживайте активность ребенка, произносите звуки тише. С частыми паузами, давая возможность ребенку слушать собственные звуки гуления. Эти игры-занятия проводятся на эмоционально положительном фоне по 2 раза в течение 2-5 минут.

Одновременно делайте массаж губ малыша (слегка поглаживая, постукивая по его губам, пассивно открывая ему рот).

3. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов ребенка мама то наклоняется к лицу ребенка, то отдаляется от него, ласково, с улыбкой произносит его имя, звуки гуления, лепета. Произнося отчетливо через определенные интервалы времени один и тот же звукокомплекс (гу, гы, бу, ма), взрослый побуждает малыша к ответным реакциям.

 4. Если Вам удалось вызвать у ребенка новый звук, то повторите за ребенком произнесенный им звук. С тем чтобы ребенок прислушивался к собственному звуку. В этих условиях у него легче возникают подражательные голосовые реакции. С детьми, овладевшими некоторыми звуками гуления и лепета, проводят игру-«перекличку». В этом случае четко произнесите знакомый ребенку  звук, дождитесь ответной реакции. Если реакция задерживается, то повторите звук, тем самым, побуждая ребенка к подражанию.

Так, эхолалично, вслед за взрослым малыш поочередно будет произносить все знакомые ему звуки и звукосочетания.

5. Автоматизируя (закрепляя) гуление, стремитесь вызвать у ребенка более длительное и протяжное произнесение звуков. Это упражнение проводится по 2-3 раза ежедневно.

На втором этапе (от 3 до 6 месяцев):

  • Вызывайте и развивайте голосовые реакции;
  • Поддерживайте умение  отыскивать источник звука, побуждайте отыскивать взором разговаривающего взрослого;
  • Поддерживайте «комплекс оживления», вызывайте ответные звуки;
  • Развивайте способность подражать звукам речи взрослого;

На 5-6 месяце у ребенка развивается первичное понимание – он начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и понимать их значение. Основной задачей и является развитие первичного понимания и активных голосовых реакций.

Игры и упражнения:

  • Многократно повторяйте имя ребенка в различных вариантах (Катя, Катюша, Катенька);
  • Во время «переклички» с малышом сначала повторяйте за ним отдельные звуки, затем добавляйте новые: гу, гы; в 3-4 месяца – гортанные; в 5 месяцев –певучие гласные; в 5-6 месяцев –слоги (ба, па, ма, да). Организовывайте переклички, находясь в поле зрения и вне его.
  •  Сначала проводите занятия, направленные на пассивное произнесение слогов ма, ба, па. Для этого в моменты положительно эмоционального состояния ребенка вызывайте голосовые реакции и гуление в сочетании с вибрацией нижней губы. Ритмичные смыкания и размыкания губ создают возможность для  произнесения губных звуков м, п, б. Во время пауз ребенок будет выражать свое отношение к этому виду игры. Чаще дети отвечают бурной радостью, готовностью продолжать эти виды упражнений.
  • Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса.
  • Развивайте первичное понимание речи: обращайте внимание на движения и действия взрослого, учите понимать их значение.
  • Вызывайте слежение за говорящим взрослым, окликайте ребенка из разных мест комнаты, чередуйте при этом шепотную речь с громкой. Учите прислушиваться к различным бытовым звукам и звучанию игрушек.
  • Для формирования у ребенка положительного отношения к  игрушке ласковым разговором привлекайте внимание ребенка к своему лицу, вызывая ответную улыбку, и только после этого переведите  взгляд ребенка на игрушку. Ребенок охотнее и дольше смотрит на игрушку после того, как его взгляд был сосредоточен на лице взрослого. Постепенно при виде  игрушке или лица взрослого у ребенка появляются звуки гуления. Смех, оживление, движения рук и ног.
  • Поддерживайте звуковую активность ребенка постоянно путем общения с ним, добивайтесь. Чтобы ребенок много и часто упражнялся в произнесении звуков. Без этого невозможно в последующем сформировать у него подражание звукам. Вызвать ребенка на подражание без эмоционального контакта невозможно. Чужим ребенок не подражает.

 Будьте терпеливы!

Умение повторять предложенный звук достигается нелегко. Вначале ребенок лишь внимательно смотрит на лицо говорящего, напряженно молчит или, двигая беззвучно губами, открывает и закрывает рот. Только поддерживая внимание к «разговору», вы стимулируете  желание ребенка ответить.

Как развивать слуховое восприятие ребенка, умение прислушиваться к различным неречевым (звучащие игрушки, музыкальные инструменты, скрип двери, шуршание газеты и др.) и речевым звукам?

Развивая слуховое восприятие ребенка, дайте ему возможность при абсолютной тишине прислушаться к звуку музыкального инструмента или озвученной игрушки. Ребенок сосредоточивается, когда слышит тихий мелодичный напев, когда взрослый, наклонившись, ласково беседует с ним. Следует научить кроху разыскивать невидимый источник звука: взрослого, который ходит вокруг манежа (кроватки), прячется за него, окликая с разных сторон ребенка, прячет сбоку или сзади малыша звучащие игрушки.

Со второго полугодия первого года жизни (6-9 месяцев), как и говорилось ранее,  включается новый тип общения с ребенком – общение на основе понимания, в котором взрослый руководит через речь всем поведением ребенка и всем его психическим развитием.

Для этого Вы должны:

  • Развивать понимание названий предметов.

Учите находить предметы (игрушки) в 7 месяцев (на привычном месте, с 8-9 месяцев – независимо от их местоположения. («Где ляля?», «Где часики тик-так?»). Развивать понимание названий знакомых движений: «ладушки», «до свидания», «садись».

Однако при развитии понимания недостаточно называть только те предметы. На которые дети смотрят, или те действия, которые они выполняют. Надо специально показывать малышу предметы и несколько раз называть показываемое, избегая лишних слов, а нужные выделять интонацией. Ребенок скорее запомнит названия вещи, если, получив в руки, рассматривает ее, трогает, двигает.

Обращение взрослого к ребенку с вопросом «Где такой-то предмет?» является основным приемом по развитию понимания речи у детей конца первого – начала второго года жизни.

  • Развивать голосовые реакции, лепет.

На четвертом этапе (9-12 месяцев)

  • Продолжайте воспитывать слуховое сосредоточение при слушании пения, звучании музыкальных игрушек и инструментов.
  • Поддерживайте и развивайте подражание    в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: «мама», «папа», «баба», « деда», «дай», «би-би», «ам-ам» и др. Это уже начало усвоения лексикона родного языка.

При развитии подражания речи необходимо соблюдать определенные условия:

1. Разговаривая с ребенком, надо находиться в поле его зрения. Это повышает активность и внимание.

2.Эмоциональное состояние ребенка во время занятий: только положительный эмоциональный фон способствует актуализации гуления, лепета.

3.Вначале ребенок должен повторять только те звуки, которые он уже произносил. Особое внимание надо обратить на развитие подражания слогам.

И самое главное помните, что больше всего малышу необходимо ваше общество, ваша любовь, искренняя и разумная забота, принятие и участие.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.