Этот синдром встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста в возрасте приблизительно от года до 14 лет (в зависимости от индивидуальных особенностей).
Синдром дефицита внимания, ММД (минимальная мозговая дисфункция), нарушение внимания с гиперактивностью, расстройства поведения и трудности обучения… если Вы ранее слышали подобные термины, знайте: это все об одном и том же.
Что это такое?
Термин ММД (минимальные мозговые дисфункции), введенный в медицинскую литературу, означает категорию нарушений, обратимых и нормализуемых по мере созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле слова и не влияет на общее интеллектуальное развитие детей. Однако дети с ММД испытывают значительные трудности в обучении и социальной адаптации.
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур мозговой деятельности.
А в чем это выражается?
В литературе отмечаются три основных проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышение двигательной активности.
Детей, имеющих СДВГ, часто называют гиперактивными. Это ошибочно, ведь сама по себе гиперактивность и СДВГ есть разные вещи, но СДВГ действительно напоминает о признаках гиперактивного ребенка. «Ему не сидится на месте, он не может долго слушать, запомнить правила игры для него сложно. Он начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает беспричинно…» – такие часто встречающиеся описания в точности отражают СДВГ.
Разграничить гиперактивность и ММД, в частности СДВГ, без специальной литературы сложно, за этим лучше обратиться к специалисту.
В общем, можно воспринимать гиперактивность как часть синдрома СДВГ.
А причина в чем?
До сих пор специалисты не сошлись в едином мнении о факторах, ведущих к возникновению СДВГ.
Факторов много и их можно разделить на биологические (например, родовые травмы, ранние нейроинфекции, переношенность) и социальные (например, конфликты в семье, некомфортные условия проживания, физические методы наказания).
В чем ошибки родителей?
В основном, в отношении. К себе, и своим детям.
Родители детей с СДВГ испытывают много трудностей при взаимодействии с ними.
Одни родители начинают обвинять себя в том, что их ребенок гиперактивный, что выливается в депрессии и самобичевания. Они стараются что-то исправить и как-то помочь, но внутренне падают духом, отчего мало что выходит полезного. Не думайте, что ребенок этого вообще не видит. Видит. И чувствует. Может, не показывает, но Ваше негативное отношение влияет на него.
Другие наоборот срываются на детях, пытаются придумать им всевозможные ограничения, правила, чтоб держать ребенка «при себе». Часто они используют повышенный тон, так считают, что тихий разговор не даст эффекта, по принципу «пока не крикнешь – не послушается». Такое поведение точно не способствует эффективному развитию ребенка.
Третьи, устав от перепробованных способов взаимодействия, устанавливают в семье либерально-попустительский стиль: дети предоставлены сами себе, делают все, что хотят, имеют полную свободу действия. Родители только помнят, что надо накормить и завести в сад. Вроде, всем хорошо. Но вопрос: а где необходимая поддержка и участие взрослого в жизни ребенка?
Так как себя вести?
1. С ребенком с СДВГ общаться надо покойным, ровным тоном. Ни криков, ни восторженных тонов. Ребенок с СДВГ эмоционально «заражается» любым повышенным тоном и вместо успокоения наоборот возбуждается сильней.
2. Довольно часто такие дети обладают неординарными способностями, сообразительны, что может спровоцировать завышенные требования со стороны родителей и увеличению нагрузок, которые приводят к переутомлению, капризам и отказу от учебы.
3. Ограничивайте пребывание ребенка в местах скопления людей. В день, когда ребенок посещает учреждение образования, не выводите его на шумные людные праздники, не приглашайте в дом много людей за один раз. Если Вы планируете поход в город за покупками или по магазинам вместе с ребенком, отложите его на выходной.
4. Помните: соблюдение режима дня и обеспечение повседневных ритуалов – одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
5. Если Вы что-либо запрещаете ребенку, то придерживайтесь своих запретов до конца. Но не перегибайте палку: слишком много запретов быть не должно, и их заранее надо оговаривать с ребенком.
Успехов!
Педагог-психолог
Шафрановская Я.А.