Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация на тему: «Как избежать беды»

Дата: 13 сентября 2021 в 13:59
Автор: Титова С. В.

Консультация на тему: «Как избежать беды»

Что такое суицид?

Суицид,       или       самоубийство          это      умышленное

самоповреждение со смертельным исходом, т. е. осознанное лишение себя жизни.

Как человеческий акт суицид встречается во всех культурах. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно глубокой депрессией, и смотрят в будущее без надежды. Многих людей иногда преследует мысль о том, что жизнь бессмысленна и в ней нет никакой перспективы. И многих людей это толкает на то, чтобы сделать необратимый шаг в пустоту. Разного рода мысли могут подвести человека к грани, где разделяются жизньи смерть…

Особенно эта опасность велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией!

Подросток не имеет достаточно четкого представления о жизни и смерти. Сознание подростка нередко остается инфантильным. Отсюда и глупая угроза, которая может не произноситься вслух, но всегда подразумевается: вот умру, тогда узнаете, как без меня плохо. В детском и подростковом возрасте суицидальное поведение носит характер ситуационно-личностных реакций – реакций личности на какую-нибудь ситуацию. Это связано со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Подростки редко хотят умереть, они желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми. Это чувство одиночества, конфликты, жестокость, непонимание в семье. Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. К примеру, здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом видеть свои похороны и раскаяние обидчиков.

Немного страшной статистики

●   В  современной  статистике  смертей  самоубийство  почти во всех странах занимает третье место  –  вслед за смертью в результате болезни и несчастного случая.

●   По ежегодной статистике почти полмиллиона землян каждый год сами ставят точку в своей жизни.

●   Один из двух возрастных «пиков» самоубийств – «пик» молодости – приходится на возраст от 15 до 23 лет.

●   Среди девочек почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков.

●   Влечению к смерти в острой форме подвержены 4,5 % подростков в возрасте от 16 до 18 лет.

●   Хорошие взаимоотношения детей с родителями уменьшают риск суицида до 1 %, постоянные ссоры ведут к увеличению этого риска до 18 %.

Итак,   основные   вопросы    профилактики   суицидальногоповедения   детей   и   подростков, которые все должны знать:

  •    Почему же подростки пытаются покончить с собой?
  •    Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
  •    Какие дети могут совершить такой поступок?
  •    Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?
  •    Как предотвратить беду?

Вопрос к педагогам:

  •    Уважаемые педагоги, давайте подумаем, кто же может составлять «группу риска», на каких подростков следует обращать более пристальное внимание?

Кто входит в группу риска?

Более всего подвержены суициду следующие группы подростков:

  •    Суициды в семье. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков, т.е. у них перед глазами стоит пример такого решения вопроса.
  •    Алкоголизм. Подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Потому что под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков. Риск суицидов очень высок у больных, употребляющих алкоголь, потому что длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
  •    Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов. Наркотики и алкоголь ослабляют самоконтроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
  •    Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии.
  •    Хронические или смертельные болезни.
  •    Тяжелые утраты, например, смерть родителя, особенно в течение первого года после потери.
  •    Семейные проблемы: уход из семьи или развод.
  •    Дети  из  неблагополучных  семей  в силу недостаточноговнимания к себе ищут самостоятельно выход из создавшейся ситуации.

Подростки могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Тем не менее,

Как заметить приближающийся суицид?

●   Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

Работа в группах:

1-ая гр. – определить признаки эмоциональных нарушений у подростка;

2-ая гр. – определить изменения в поведении подростка.

Выслушать представителей групп, обобщить.

Итак,  необходимо   обратить   особое  внимание   на  подростка, если  заметите  в его  внешности,  поведении,  разговорах следующие особенности, проявляющиеся в эмоциональной сфере и в поведении:

●   прямые или косвенные намеки о своем намерении: «Лучше бы мне умереть», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Скоро все проблемы будут решены», «Вы еще пожалеете, когда я умру!» и др.;

●   шутки  на тему самоубийства;

●   нездоровая заинтересованность вопросами смерти;

●   потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

●   частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

●   необычно пренебрежительное отношение к своему
внешнему виду;

●   постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины
или грусти;

●   ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или при выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

●   уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

●   погруженность в размышления о смерти, о смысле жизни;

●   отсутствие планов на будущее;

●   внезапные приступы гнева, зачастую возникающие
из-за мелочей;

●   раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится
с давними врагами;

  •    пропуски занятий, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками; проявление раздражительности, угрюмости; находится в подавленном настроении;
  •    чрезмерная деятельность или, наоборот, безразличие к окружающему миру;  внезапная эйфория или приступы отчаяния.

Существуют еще ситуационные признаки.

Подросток может решиться на самоубийство если:

  •    социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным;
  •    живет в нестабильном окружении (серьезный кризис
    в семье  – в отношениях с родителями или родителей друг
    с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
  •    ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  •    предпринимал раньше попытки суицида;
  •    имеет склонность к самоубийству в последствие того, что

оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

  •    перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  •    слишком критически настроен по отношению к себе.

Каждый взрослый, и просто уважающий себя человек должен обратить внимание на «необычное» поведение детей и подростков, ведь все мы должны помнить, что чужих детей  не бывает.

Педагог-психолог                                                                    С.В. Каплунова

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.