Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 9 человек

«Желтый день календаря». Знакомимся с цветом

Дата: 14 ноября 2019 в 14:39
Автор: Титова С. В.

«Желтый день календаря». Знакомимся с цветом

Познание окружающего мира для каждого малыша начинается со знакомства с предметами и их названиями. Обычно к году дети уже могут показать или подать взрослому требуемый предмет в ответ на вопросы «Где машинка?», «Где часы?», «Где шапка?» и т.п. Годовалые карапузы понимают названия большинства игрушек, посуды, одежды, людей («мама», «папа», «баба», «дети»), знакомых действий («Дай!», «Закрой!», «Найди!», «Иди!»). Совсем другое дело – слова, обозначающие признаки. Без специального обучения и целенаправленного привлечения внимания к свойствам предметов маленькому ребенку очень сложно разобраться, чем отличается пластмассовый кубик от деревянного, большое ведерко от маленького, а круглое печенье от квадратного.  Еще большие трудности возникают у детей при освоении цветов. Хотя научные эксперименты доказывают, что уже трехмесячные дети хорошо различают цвета, способность осознанного цветовосприятия появляется гораздо позже. Ведь само понятие цвета для малышей долго остается абстрактным и не имеет никакого функционального значения. Ребенок с одинаковым успехом будет катать красную, черную или желтую машинку, пересыпать песок синей, коричневой или фиолетовой лопаткой, не задумываясь об их цвете: главное, что машина едет, а лопатка копает. Родители могут значительно ускорить процесс изучения цветов малышом, чтобы сделать для него окружающий мир в буквальном смысле ярче и красочнее.

Уже с полугода можно применять названия цветов в играх с ребенком. Возьмите за правило, называя предмет проговаривать его цвет в разных вариантах: это шапка, она синяя; синяя шапка; шапка синего цвета; шапка синяя и шарфик тоже синий. При этом называть света нужно правильно (не «зелененький», «желтенький», а «зеленый», «желтый»). Не бойтесь вводить в пассивный словарь малыша названия оттенков. Кроха, конечно, не сразу запомнит оранжевый или фиолетовый цвет, но если он привыкнет, что «голубой цвет – это синий», то научить его позже воспринимать оттенки будет гораздо сложнее.

Обучение детей раннего возраста наиболее эффективно происходит в процессе игр. Не является исключением и изучение цветов. Для знакомства с цветами можно привлечь практически любые игрушки и вещи, имеющиеся у вас дома. Кубики и кирпичики из строительных наборов подойдут для строительства разноцветных башен или дорожек; крупные детали конструктора можно раскладывать в коробки, машинки или ведерки такого же цвета; ложки из кукольной посудки расставлять в чашки соответствующих цветов, а на разноцветных тарелочках готовить «угощение» из колечек от пирамидок, конечно, по цвету. Не останутся без внимания при изучении цветов яркие фломастеры, карандаши, пластилин, бумага. Полезным будет снимать и надевать на основу из картона разноцветные прищепки: желтые – лучики для солнышка, синие – капельки для тучки, зеленые – травка или иголочки для елки. Даже процесс уборки игрушек можно превратить в обучающее занятие,  если предложить малышу собрать сначала только игрушки красного (синего, желтого, зеленого) цвета. Не упускайте возможности повторить названия цветов в ходе одевания-раздевания (например, обратите внимание, как красиво сочетаются красные сандалии с платьем такого же цвета), при рассматривании детских книг (у девочки на картинке мяч синий, а у тебя - зеленый). Не забывайте рассматривать и называть все, что увидите на прогулке: голубое или серое небо, зеленая трава и листья,  разноцветные машины и цветы… Будьте терпеливы и «занимайтесь» с ребенком каждый день, но так, чтобы веселая увлекательная игра не превратилась в скучную, унылую «учебу».

Не расстраивайтесь, если ваш малыш еще не умеет различать и называть цвета. Не торопите его, а лучше помогите ребенку целенаправленно познакомится с яркими красками окружающего мира. Как? Объявляем «день одного цвета», например, желтого.

Пусть он начнется с желтого солнышка (игрушечного или нарисованного), которое «разбудит» кроху утром, желтого воздушного шарика в комнате малыша, желтой ленточки или футболки в гардеробе карапуза и мамы. Весь день мы вместе с ребенком будем искать вокруг предметы желтого цвета, играть с желтыми игрушками, рисовать желтыми карандашами, показывать желтые картинки в книжках. Удивительно, сколько вещей желтого цвета мы сможем обнаружить рядом с собой после некоторой подготовки: пшенная каша или омлет на завтрак; банан, яблоко, лимон, перец в овощном отделе магазина или прямо на кухне; одуванчики во дворе или хризантемы в вазе; формочки для песка на прогулке или машины, проезжающие мимо окна; «случайно» рассыпанные фишки, шарики или пластмассовые пробки от пластиковых бутылок…

Организуйте для своего маленького исследователя игру в «сыщиков». Дайте  ему коробку, ведерко или пакет желтого цвета и предложите отыскать в квартире как можно больше предметов такого же (желтого) цвета. Если ребенок уже узнает цвет, пусть приносит находки вам: проверьте вместе, не ошибся ли он, и положите вещь в коробку. Если карапуз еще не научился отличать желтый цвет от остальных, отправляйтесь «на поиски» вместе; прикладывайте найденную игрушку к емкости и сравнивайте: кубик такого же цвета, как коробка, желтый, он нам подходит; машинка не такая по цвету, как коробка, не будем ее брать. Обязательно похвастайтесь своими желтыми «сокровищами» бабушке, дедушке, папе или соседскому мальчику в песочнице. Это будет еще одним поводом повторить: это колечко от пирамидки, оно желтое; это желтая чашка; это шорты, они желтого цвета…

Предложите ребенку поиграть в «гости». Усадите перед ним игрушку желтого цвета (утенка, цыпленка, обезьянку), высыпьте в миску, на поднос или на пол «угощение»: разноцветные кубики, детали от конструктора, пробки, мозаику, фрукты и т.п. Объясните, что ваш гость любит «пирожки» или «зернышки» только желтого цвета, и накладывайте на его тарелку соответствующие предметы, не забывая озвучивать свои действия: «На, обезьянка, желтый банан. Дай цыпленку булочку желтого цвета». Малыш обязательно присоединится к такой увлекательной игре.

Чтобы порадовать цыпленка, которого вы с ребенком нарисовали или разукрасили, возьмите брусок желтого пластилина и отщипывайте по маленькому кусочку, превращая его в зернышки; катайте из пластилина шарики – яблоки, палочки, свернутые в колечко – баранки; расплющивайте между пальчиками или на столе лепешки – печенье. Не забывайте напоминать малышу, что все это «угощение» желтого цвета.

Игра в «шоферов» в этот день тоже станет особенной. Складываем в машину грузы только желтого цвета и отвозим их в условленное место – желтый домик, гараж или мастерскую. И не забудьте построить желтую башню, дорогу, лесенку или мостик из привезенных материалов.

Помогут ребенку лучше запомнить название цвета и понять многообразие окружающего мира простые стихи-ассоциации, желательно подкрепленные соответствующими картинками. Так в «желтый день» вы можете  порадовать малыша такими строками:

***

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

***

Желтые подсолнушки

Повернулись к солнышку.

Ну а желтые цыплятки

Целый день играли в прятки.

***

Желтый – такой замечательный цвет!

Солнышком желтый подсолнух согрет,

С желтым зонтом так приятно гулять,

Желтым бананом друзей угощать!

***

Вот сидит в траве цыпленок,

Вертит головой спросонок.

Не заметил его мальчик,

Думал – желтый одуванчик.

Прекрасным завершением «желтого» дня станет маленький сюрприз, принесенный вечером папой или дедушкой с работы: желтая заколочка для волос, машинка, флажок, леденец на палочке или банан. А малыш с удовольствием покажет картину, нарисованную с мамой, букет из одуванчиков или поезд из желтых кубиков.

Чем больше разных предметов одного цвета вы будете показывать и называть ребенку, тем быстрее он его запомнит. Но не переусердствуйте с объемом информации, которую вы даете малышу за один раз. Возможно, работа над усвоением цвета потребует больше времени, чем один «цветной» день. При необходимости разделите выбранные вами для своего карапуза упражнения на части и играйте на протяжении нескольких дней, повторяйте и закрепляйте материал столько, сколько требуется вашему малышу, ведь каждый ребенок индивидуален. К новому цвету переходите тогда, когда освоен предыдущий. Увлеките ребенка игрой, будьте терпеливы и последовательны, и ваш малыш обязательно увидит мир во всем многообразии красок и порадует вас своими успехами.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.