КОНСУЛЬТАЦИЯ
«КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ»
Вообще, воспитывать детей – дело сложное. А воспитывать ребенка с аутизмом – сложно вдвойне. Но возможно. А если знать, как, то даже интересно.
Ребенок с аутизмом требует к себе повышенного внимания из-за своих особенностей. Но если разобраться, любой ребенок имеет свои особенности, мировоззрение, склад личности. Просто у детей с аутизмом эти особенности выражены в яркой и системной форме.
Что же за особенности?
1. «Одиночки». Иногда их так называют.
И правда, такие детки редко проявляют интерес к общению и взаимодействию с кем-либо. Поэтому, если он отвернулся от Ваших объятий, не следует обижаться и ругать за это ребенка.
Для заметок:
• Иногда и он отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без Вас при том, что никогда может и не быть с Вами мягким.
• На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту.
• Во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что ребенок может понимать Ваши чувства и речь. Однако эмоциональные особенности ребенка являются препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детское сопротивление такими стимулами, которые ему эмоционально дискомфортны (например, длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.).
• Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте его к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь тому, что в общей форме он уже сам может сделать. Разговаривайте с ребенком спокойным (желательно даже тихим) голосом.
2. Восприимчивость к раздражителям.
Аутизм выливается в то, что такие дети реагируют на окружающий мир «четче» и «ярче»: их может пугать негромкий (для нас) шум, настораживать свет фар, раздражать прикосновения шерсти и так далее. Многие родители тогда злятся. Но помните, что ребенок не виноват, что родился с высокой чувствительностью.
Для заметок:
• Используйте те игры и игрушки, к которым ребенок привык. Если Вы видите, что он закрывает уши на мелодию из музыкального паровозика, не заставляйте его силой играть с ней.
• Пробуйте регулировать звук (яркость) окружающих предметов. Например, громкость телевизора в комнате, или количество включенных светильников у кроватки. Наблюдайте: если ребенок отбрасывает свое одеяло, может, он вовсе не капризничает, потому что не хочет спать, а его раздражает эта ткань?
• Не водите ребенка в места скопления людей за день чаще, чем один раз, без необходимости. Например, если сегодня он уже побывал в учреждении образования, отложите поход в магазин на выходные.
• Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья, яркое солнце, талый снег, ручьи, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное.
3. Особое восприятие мира и интеллектуальные способности.
Такие дети по-своему реагируют на окружающий мир. Они видят, слышат, воспринимают предметы и объекты в своих красках и звуках. Не стоит считать это проявлением детской неграмотности и незнанием вещей: у аутичных детей склад ума отличается от обычных.
Интеллектуальные способности их разнятся: не обязательно аутизм приведет за собой гениальность, как описывают многие истории, но и ставить крест на занятиях и элементарных уроках не стоит. Частенько, в силу своих особенностей, ребенок с аутизмом даже смышленее и проворнее, чем его сверстники.
Для заметок:
• Дети с аутизмом любят порядок. В жизни, планах, вещах. Взрослым этот самый порядок может казаться обычным бардаком, но для ребенка это – психологическая защита. Расписание суток не должно сильно меняться изо дня в день. Например, если Вы привыкли по вечерам читать сказку, не обрывайте этот ритуал.
• Помните про визуальные образы: ребенка с аутизмом легче чему-либо научить, если это показывать. Сейчас существуют специальные системы карточек, фотографий и символов для ежедневного повседневного пользования. Их можно сделать самому: распечатать, нарисовать, вырезать из журналов. Например, если ребенок в упор не отвечает, что он хочет на завтрак, покажите ему карточки с изображением разных блюд.
Успехов!
Педагог-психолог
Шафрановская Я.А.