КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«РОЛЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛПГОПОЛУЧИЯ»
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.
Именно поэтому каждый учебный год в начальной школе начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.
Информация о таких семьях поступает в нашу школу перед учебным годом из детских садов «Тополек» и «Малышок», которые находятся в поселке.
Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе классного руководителя. Пьянство, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года, мною, как классным руководителем, составляется социально-педагогическая характеристика детей. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся чаще всего использую такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому посещения семьи является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Я дают советы родителям, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учебой, информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью, убеждаю в необходимости посещать кружки, секции ребенком, предлагаю обратиться за консультацией к школьному психологу.
Ежедневно работаю с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его поведению. По этим критериям также выявляю признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в боязливости ребенка;
- в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в жестоком обращении с животными;
- в стремлении скрыть причину травм.
Таким образом, проводимая в начале учебного года работа позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных учащихся и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.
Работу с неблагополучными семьями нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам: разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
В работе с неблагополучными семьями я использую следующие приемы:
1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях
Формы работы с неблагополучной семьей:
- советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
- консультации специалистов;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- консультации по выполнению домашнего задания;
- вовлечение в различные классные и школьные мероприятия
- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
- оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
- организация досуга детей, организация летнего отдыха;
- информирование о работе различных служб;
- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч)
- правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
- помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия);
- взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.
Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
ü низкая материальная обеспеченность;
ü отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
ü алкоголизм одного или обоих родителей;
ü эмоционально напряженная атмосфера в семье;
ü неуспеваемость школьников в учебе;
ü плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
ü неорганизованный отдых и досуг детей;
ü неумение найти дополнительный заработок;
ü незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
ü низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.
Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.
Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.
Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.
В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
1. Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
2. Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
3. Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.