Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«РОЛЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛПГОПОЛУЧИЯ»

Дата: 9 июня 2022 в 12:24
Автор: Титова С. В.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РОЛЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛПГОПОЛУЧИЯ»

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Именно поэтому каждый учебный год в начальной школе начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.

Информация о таких семьях поступает в нашу  школу перед учебным годом из детских садов «Тополек» и «Малышок», которые находятся в поселке.

Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – главная задача в работе классного руководителя. Пьянство, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей.

 Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года, мною, как классным руководителем, составляется социально-педагогическая характеристика детей. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся чаще всего использую такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому посещения семьи является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Я  дают советы родителям, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учебой,  информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью, убеждаю в необходимости посещать кружки, секции ребенком, предлагаю обратиться за консультацией к школьному психологу.

Ежедневно работаю с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его поведению.  По этим критериям также выявляю  признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

 - утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

-  склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

-  задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

-  чрезмерная потребность в ласке;

-  проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

-  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

 Признаки физического насилия в семье проявляются:

- в боязливости ребенка;

- в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в   форме тиков, сосании пальца, раскачивания;

- в боязни идти домой;

- в жестоком обращении с животными;

- в стремлении скрыть причину травм.

Таким образом, проводимая в начале учебного года работа позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных учащихся  и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Работу  с неблагополучными семьями  нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3.  Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам: разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

В работе с неблагополучными семьями я использую следующие приемы:

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ  В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях

Формы работы с неблагополучной семьей:

- советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

- консультации специалистов;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- консультации по выполнению домашнего задания;

- вовлечение в различные классные и школьные мероприятия

- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

- оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;

- организация досуга детей, организация летнего отдыха;

- информирование о работе различных служб;

- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч)

- правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;

- помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия);

- взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

 Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

ü низкая материальная обеспеченность;

ü отсутствие доверительных отношений между членами семьи;

ü алкоголизм одного или обоих родителей;

ü эмоционально напряженная атмосфера в семье;

ü неуспеваемость школьников в учебе;

ü плохая адаптация ребенка к среде сверстников;

ü неорганизованный отдых и досуг детей;

ü неумение найти дополнительный заработок;

ü незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;

ü низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.

Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.

Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.

В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

1.            Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.

2.            Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.

3.            Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.