Сначала о том, что такое адаптация
В литературе много определений. Обычно под этим понимают приспособление индивида к новым условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, тем более ребенка, который вынужден приспосабливаться к дошкольному учреждению.
Три фазы процесса адаптации:
- Острая фаза − сопровождается разнообразными колебаниями в состоянии ребенка, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, большей, чем обычно капризности, плаксивости; фаза длится в среднем один месяц.
- Подострая фаза − поведение ребенка характеризуется как нормальное, то есть все сдвиги уменьшаются и наблюдаются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
- Фаза компенсации − характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Вы сами можете видеть: разные дети по-разному относятся к новой среде людей и обстановке. Кто-то вообще без проблем забывает о маме, переступая порог, кто-то не успокаивается спустя час и продолжается это еще и дома.
Да, время поможет. Ребенок рано или поздно перестроится, но без помощи ему будет нелегко.
Что можно сделать родителям?
Конечно, воспитатели и другие специалисты выполняют свои обязанности по адаптации ребенка к учреждению, да и время свое делает. Но основную массу всего времени дети проводят дома. Что уж говорить, о том, что именно родители – те люди, которые знают свое чадо лучше всех.
Рекомендации:
- Расскажите ребенку о посещении дошкольного учреждения заранее.
- в разговорах старайтесь не употреблять выражений «Побудешь в садике, я тебе конфетку дам», «Ничего страшного там нет», «Все ходят, надо»… Такие речи создают негативный образ в голове малыша, и все старания успокоить его приводят к обратному эффекту. Не создавайте у ребенка стереотип, что садик – это какое-то испытание, за которое полагается приз.
- не оставляйте ребенка в саду на целый день сразу, приучайте его постепенно;
- создайте комфортный климат для него в семье;
- будьте спокойны, не показывайте ребенку свое беспокойство;
- создайте в выходные дни дома такой же режим, как и детском саду. И вообще, обговаривайте с воспитателями режимные моменты. Приучите малыша заранее соблюдать выработанный ритм. Бывает, воспитатели могут простить какие-либо поступки ребенку и не поставить в угол, а дома папа строго наказывает. Или наоборот. У ребенка тогда неправильно идет развитие личности. Чтобы такого не было, говорите с воспитателями.
- не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за капризы. Имейте меру поощрений и наказаний.
Успехов!