Предметная среда для развития малыша дома: что, зачем и как?
Создавая в своих мечтах идеальную детскую комнату всю в розовых (или голубых) тонах, заполненную огромными мягкими игрушками, воздушными шарами, дизайнерскими находками, мы и не подозреваем, как далека она от развивающей среды, необходимой малышу для комплексного, всестороннего развития.
Развивающая среда – это все, что окружает ребенка и, так или иначе, влияет на его развитие. В более узком смысле это пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которого ребенок, с помощью взрослых, осваивает окружающий мир. Даже если мы не будем специально моделировать развивающую среду дома и за его пределами, малыш всегда найдет вокруг себя то, что поможет ему постигать новое. Ребенок воспринимает окружающий мир всеми органами чувств и развивается постоянно, а не только во время специальных занятий и игр. Но если мы хотим, чтобы малыш развивался интенсивно, гармонично и естественно, стоит обеспечить ему возможность осваивать то, к чему он в данный момент готов, и уделить внимание и время созданию в квартире специальной развивающей среды. Ребенок до 3 лет очень много времени проводит дома, и правильно организованная предметная среда стимулирует его к самостоятельному освоению окружающего. К тому же насыщенная предметная среда поможет родителям снять с себя часть обязанностей по «обучению» малыша, ведь он будет развиваться, осваивая специально организованное пространство, которое Вы для него продумали и создали.
Вас заинтересовало, как с наименьшими затратами создать дома среду, стимулирующую развитие самостоятельной игры ребенка, помогающую ему развиваться естественными темпами без «перегрузок» 7 дней в неделю? Тогда начнем с анализа ошибок, которые не стоит совершать при организации развивающей среды дома.
Детская комната напоминает супермаркет или склад игрушек, имеется много однотипных, однообразных, малофункциональных игрушек. Покупая очередную игрушку, спросите себя, какую новизну она принесет вашему ребенку. Лучше использовать необходимый минимум игрушек и предметов, которые могут сочетаться друг с другом в разных играх и занятиях, часто не имеют однозначно заданных вариантов игры с ними.
Игры и пособия располагаются подальше от слишком самостоятельного карапуза, чтобы что-нибудь не сломалось, не испортилось, не порвалось, не разбросалось. Игрушки должны находиться в зоне доступа ребенка, малышунужно иметь возможность самому подходить и брать то, что ему понадобилось, или уметь попросить (показать) то, что ему захотелось. Постепенно устанавливайте «правила игры», предполагающие совместную (самостоятельную) уборку игрушек после окончания игры.
Состав игрушек остается постоянным в течение длительного времени. Окружающая среда должна быть гибкой, обновляться и меняться по мере роста ребенка, изменения и расширения его интересов.
Ребенок является потребителем инициатив взрослого, от которого исходят предложения занятий, игр и развлечений для крохи. Старайтесь максимум свободы действий отдавать в руки ребенка, давайте ему возможность выбирать, чем заняться в данный момент.
Как же своими силами создать развивающую среду? Помните: создание развивающей среды – это создание разнообразия. Развитие малыша – процесс комплексный, многогранный. Оно всегда идет параллельно по нескольким направлениям: речевое, сенсорное, социальное, эмоциональное, двигательное. Соответственно в развивающей среде должно быть место как для активных игр и физических упражнений, так и для творчества и «интеллектуальных» занятий. Для этого в квартире создаются специальные «уголки» или «зоны» развития, целенаправленно наполненные и оснащенные соответствующими игрушками и пособиями. Причем «уголки» представляют собой не что-то глобальное и масштабное; это могут быть просто специально оборудованные «пятачки», полочки, стеллажи, коробки. Используйте пространство вашей квартиры и места для хранения по максимуму; не забывайте о вертикальных поверхностях, подвесных карманах для всяких мелочей, корзинах и контейнерах. Какие «зоны» развития может включать предметная среда для ребенка раннего возраста?
Зона сенсорного развития и развития мелкой моторикиспособствуютразвитию восприятия и формированию представлений освойствах предметов окружающего мира (форме, размере, цвете, весе, запахе, вкусе, положении в пространстве). В нее можно поместить:
- разнообразные сыпучие материалы и емкости, приспособления для их пересыпания, переливания, перекладывания (ложки, ситечки, половники, лопатки и др.)
- игрушки и предметы с различными видами застежек («липучки», молнии, пуговицы, крючки);
- емкости с различными крышками, шнуровки, рамки-вкладыши, бусы, мозаики и конструкторы с разными способами крепления деталей;
- звучащие, шумовые игрушки для развития слуха;
- «чудесный мешочек», наполненный разнообразными мелкими предметами и игрушками для ощупывания и узнавания;
- игрушки из различных на ощупь материалов, «мешочки» с разными наполнителями, самодельные коврики, панно, книги для развития тактильных ощущений;
- коробочки с различными пахучими материалами (специи, парфюмерия, цитрусовые, растения) для развития обоняния;
- пирамидки, стаканчики-вкладыши, сортеры для развития восприятия цвета и формы и др.
Зона творческого и эстетического развития включает материалы, необходимые для творчества и приобщения ребенка к искусству:
- краски (пальчиковые и акварельные), карандаши, фломастеры, пластилин или тесто для лепки, цветную бумагу, картон, природные материалы для поделок;
- открытки, календари, вырезки из журналов;
- выставку творческих работ малыша.
Зона музыкального развития решает задачи развития музыкальной деятельности и приобщения ребенка к миру музыки. В нее можно включить музыкальные инструменты, звучащие игрушки, записи музыкальных произведений.
Зона физического развития направлена на сохранение и укрепление физического здоровья малыша, развитие силы, гибкости, выносливости, координации. В нее можно включить наряду с домашним спортивным комплексом массажные дорожки, фитбол, различные мячи, кегли, кольцеброс, гимнастическую палку, обруч и др.
Зона развития мышления кроме игрушек на развитие логики, классификации, сравнения включает так же материалы, игры и пособия, направленные на развитие внимания, памяти, формирование первых математических представлений. В нее могут входить пирамидки, матрешки, пазлы, кубики, рамки-вкладыши, лото, домино, любой счетный материал, книги, плакаты…
Зона эмоционально-личностного развития включает материалы для усвоения ребенком социальных норм поведения, формирования умения различать физическое и эмоциональное состояние окружающих: альбомы с фотографиями близких людей, книги, театры (пальчиковый, кукольный), игрушки и наборы для разнообразных сюжетно-ролевых игр («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.).
По мере взросления малыша в квартире появятся зоны развития речи, причинно-следственных связей, практической жизни, естественнонаучного воспитания (по Марии Монтессори). Попытайтесь распределить имеющиеся у Вас игрушки, игры, пособия, природный материал, книги по «зонам» развития, сделав их доступными малышу. Не старайтесь сделать это слишком «буквально», ведь многие игрушки многофункциональны и могут использоваться в разных зонах развития. Не ограничивайте пространство ребенка стенами детской комнаты: малыш будет постоянно исследовать окружающий мир, а родителям гораздо проще убирать «последствия» знакомства с крупами, водой или красками, если зоны творческого и сенсорного развития расположены на кухне, где вы проводите массу времени. Создавайте и перекраивайте окружение малыша в соответствии с его потребностями, дайте ему возможность исследовать и осваивать окружающее, расти любознательным, активным, развитым.