Ребенок развивается постоянно. В том числе психологически.
Но есть этапы жизни, которые «отвечают» за развитие определенных функций.
До 1 года
С психологической точки зрения, первый год жизни ребенка – это, помимо эмоциональной и психической сферы, год активного становления сенсорики. Или же модальности.
ППП (Психические познавательные процессы). Из ППП активными темпами идет развитие ощущения и восприятия: они выражены через зрительно-двигательную координацию. Малыш учится хватать. Вы слышали выражение «ум от кончиков пальцев»? Так говорят неспроста. Именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые доставляют кодированную информацию о раздражителях в мозг. Так что давайте ребенку больше играться с различными видами игрушек: пусть он чувствует, осязает мягкие, твердые, шершавые, теплые и другие предметы.
Грамотно организованная среда стимулирует развитие кинестетической модальности.
В этом возрасте ребенку жизненно необходим тактильный контакт (прикосновения). Не лишайте его прикосновений.
Сознание и базовое доверие к миру. Помимо всего прочего, именно в первый год жизни закладывается представление об окружающем мире. Будет ли ребенок доверительно относится к миру или же закрыт от него – зависит от того, что он видел и ощущал до года жизни: базовое доверие к миру формируется, если малыш получал ласку и заботу, чувствовал ответную любовь и уважение.
До 2 лет
Эмоциональная сфера. С 1 до 2 лет происходит «буря эмоций»: ребенок может быть настолько захвачен своими эмоциями, что может не замечать ничего вокруг; если его потребности или желания не удовлетворены, он может истерить, плакать, злиться. Развитие эмоций происходит активными темпами: рассказывайте о них ребенку больше, показывайте и обращайте внимание малыша на эмоции других и самого себя.
ППП. Начинают развиваться остальные процессы: непроизвольное (непреднамеренное) внимание, представление, воображение, кратковременная память.
Простые, элементарные занятия в игровой форме помогут ребенку быстрее их развить, например, во время прогулки давайте замечать ребенку, как похожи вон те облака, или чем отличаются листики на деревьях.
До 3 лет
Самым важным элементом психического развития в это время является появление самосознания и предпосылок для развития Я-концепции.
Особенно «опасно» время, когда ребенку исполняется 3 года. Это – активное становление личности; приближается кризис 3 лет. Ребенок становится неуправляемым, капризным, даже можно сказать самоуверенным. Он начинает говорить о себе в первом лице – это очень важный аспект 3 года жизни. Он понимает, что он есть, он – личность. Отсюда и появляются зачатки Я-концепции (системном представлении человека о самом себе): какой он реальный, какой идеальный, какой он в глазах других, каким бы хотел быть.
ППП. Продолжают развиваться все вышеперечисленные ППП, также активными темпами идет развитие мышления и речи.
Разговаривайте с ребенком, давайте ему возможности познавать себя и окружающий мир, уважайте его границы и поддерживайте.
Успехов!
Педагог-психолог
Шафрановская Я.А.