Как правильно наказать детей без насилия?
Правило 1
Без рук и психологического прессинга: наказание не должно отражаться на здоровье ребенка, и не восприниматься ребенком как торжество нашей силы над ним.
Правило 2
После наказания ребенка в течение суток обязательно подойдите к нему, обнимите, скажите что-нибудь хорошее: ни ребенку, ни вам не надо ложиться спать с чувством вины за провинность или наказание.
Правило 3
Даже если ребенок провинился не за одно, а сразу за два, три и больше поступков, наказывать лучше «за все сразу».
Правило 4
Наказали – похвалили. Не надо сверх наказанного еще и лишать ребенка необходимых ласк и заботы. Он должен понимать, что наказываете вы его не потому, что хотите покричать, а потому, то заботитесь и любите его.
Правило 5
Не ломайте, не выкидываете, не портите вещи, которыми дорожит ребенок. Любимую игрушку можно временно конфисковать и вернуть через время. А вот обида за сломанное или испорченное может остаться глубоко в бессознательном: тогда не удивляйтесь, почему ребенок не доверят вам вещи или имеет привычку ломать вещи других. К тому же, если вы уверены, что за отнятое он не осознает своей вины, то сломанным вы подавно не добьетесь результата.
Правило 6
Наказывайте сразу. По факту. Провинился – наказан. Не надо за обедом вспоминать утренние грехи, вчерашние капризы и выходку трехнедельной давности. Во-первых, ребенок забывает свои действия – плохие, хорошие – уже через пару часов. Во-вторых, чем больше проходит времени после провинности, тем больше разряжаются эмоции: воспринимать наказание гораздо сложнее, когда эмоции уже улеглись.
Правило 7
Не надо тыкать в ребенка еще год спустя одной и той же провинностью.
Правило 8
Не наказывайте ребенка, когда он болеет: физически ослабленное тело и психологическая давка на сознание – вещи для совмещения плохие.
Правило 9
«Судят не личность, а поступок личности». Не ребенка надо ругать, а поступок его, какие-то конкретные действия. Запомните раз и навсегда: не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко», не «ты не умеешь себя вести», а «я огорчена твоим поведением», не «из-за тебя у меня ничего не получилось», а «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка»…
Правило 10
Не надо в процессе наказания сравнивать вашего ребенка с «Машей из соседского двора» или напоминать что он бездельник: этого вообще не стоит делать в повседневной жизни, но во время наказания психика заставляет воспринимать сказанное гораздо ближе и к сердцу, и к сознанию. Результат: низкая самооценка, отсутствие мотивации к деятельности, чувство обиды.
КАК ПРАВИЛЬНО ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА?
Поощрение детей есть способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения.
Однако часто родители сталкиваются с вопросом, как правильно поощрить своего ребенка. Недохвалить? Перехвалить?
И правда, к поощрению нужно подходить аккуратно: с одной стороны, недохватить – вредно, но и их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности.
Почему?
Ребенок может просто привыкнуть к постоянной похвале. В лучшем случае, он просто уже не будет реагировать на нее в дальнейшем. В худшем – начнем развиваться эгоизм и не самые лучшие качества личности.
Хвалите за действительно важные и хорошие поступки, даже если они мелкие. Бывает, Вам может казаться элементарным тот или иной поступок, а для ребенка сделать – было подвигом.
ЧЕМ МОЖНО ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА?
1. Самая обычная словестная похвала, та, которая идет искренне от сердца, – это эффективное воздействие на ребенка, не смотря на его используемость и распространенность. Словесное воздействие – сильное воздействие. Взрослому человеку хватает пары слов для поднятия настроения, ребенку – тем более. Ведь нашу личность формируют в том числе и слова, адресованные нам.
Правило элементарно: за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
2. Второй простой, но эффективный способ – тактильный контакт. Под ним подразумевается телесная ласка. Она не менее важная, чем слова.
Это и ежедневные поцелуи по утрам, и объятия перед сном, и нежные поглаживания по голове, дружеские похлопывания по спине и так далее. Не нужно 24 часа в сутки насильно держать своего ребенка в объятиях, тем более, что у каждого ребенка свои индивидуальные особенности: кто-то более расположен к тактильному контакту, кто-то менее. Но получать свою заслуженную порцию ласки каждый ребенок имеет право.
3. Наверно, самый распространенный среди родителей способ поощрения и не менее любимый самими детьми – вознаграждения в форме подарков: конфетки, печенья, куклы, машинки…
Да, детей на нужные поступки безусловно мотивирует желаемая вещь. Получив любимый сувенир в первый раз за хорошее дело, ребенок будет стараться и дальше получать подарки. Однако к подобному способу надо относиться с осторожностью: ребенок не только начинает требовать подарок за каждый, не только хороший и важный, поступок, но и упускает из виду суть вознаграждения. Возникает мысль «мне обязаны дать», а не «мне могут дать за…»
Лучше всего сочетать этот метод с другими, чередуя их.
Помните! Если Вы когда-то подарили что-либо ребенку, впоследствии уже не стоит лишать этой вещи ребенка. То, что Вы подарили – уже его. Наказать можно, лишив каких-либо будущих привилегий, но не подаренного ранее. В крайнем случае, эту вещь можно спрятать на время и вернуть ему же потом, но никогда не выбрасывайте, не ломайте эту вещь на лазах ребенка. В ином случае, у ребенка формируется недоверие к миру, да и дальнейшее стимулирование вещами может оказаться не эффективным.
4. Еще один способ: дополнительное время для совместных развлечений. Это не только мотивирует детей, но и в какой-то степени развивает волевые качества. Пример: «Я дам тебе время поиграть дольше на улице, если уберешь за собой в комнате».
5. Также детей можно поощрить, расширив им права и сняв запреты на какие-либо действия. Если ребенок длительное время Пример: «Я разрешу тебе ложиться спать на полчаса позже».
Главная ошибка при поощрении детей в том, что некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. Пример: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Кати», «У тебя получается собирать мозаику быстрее, чем у Пети»...
Не надо этого делать. Лучше сравнивайте ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее: «Сегодня ты собрал конструктор быстрее, чем вчера».
Сочетайте, чередуйте эти методы между собой: так от них будет больше пользы.
Удачи Вам и Вашим детям!
Педагог-психолог
Шафрановская Я.А.