Пальчиковые и музыкальные игры для детей от рождения до года.
Дорогие взрослые!
Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимой малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем понемногу роль ребенка становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка уже двигаются самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения – все ему подвластно… разве что иногда приходится что-нибудь напомнить, поддержать.
С первых месяцев жизни необходимо уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, подвижности его пальчиков, развитию точности мелких движений пальцев рук.
Совершенствуя мелкую моторику, мы готовим почву для развития артикуляции малыша, а, следовательно, и речи в целом. Помимо тренировки пальцев, у ребенка развивается умение слушать и понимать содержание потешек, песенок, улавливать их ритм. А благоприятный эмоциональный фон хорошо влияет на состояние ребенка.
Для того чтобы правильно подбирать пальчиковые игры для своего малыша, проверьте, что он умеет:
- Случайно наталкивается ручками на игрушки, низко висящие над грудью (3 месяца)
- Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие игрушки (4 месяца)
- Берет игрушку из рук взрослого (5 месяцев)
- Хорошо удерживает игрушку в руке, подносит ко рту; рассматривает свои ручки, учится одной рукой захватывать другую руку,
- Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую (6 месяцев)
- Начиная с 6 месяцев, учиться захватывать пальчиками игрушки, предметы в зависимости от их свойств. Постепенно формируются различные захваты игрушек: двумя пальцами –«пинцетный» захват, тремя пальчиками – «щипковый» захват.
Итак, с чего начать?
Совсем маленькому ребенку поглаживайте кисти рук, слегка потряхивайте ими, перебирайте пальчики, загибайте пальчики в кулачок и разгибайте. Свои действия сопровождайте ласковым разговором, песенкой.
Помогайте малышу с 3 месяцев случайно наталкиваться ручками на игрушки, висящие над его грудью.
Позже побуждайте малыша захватывать различные по текстуре предметы, развивая его ощущения.
Подбирайте такие предметы и игрушки, которые стимулируют и развивают у ребенка различные способы их захвата.
Вот примеры простых игр и упражнений:
«Погладим котенка»
Сядьте на диван или на коврик так, чтобы Ваша спина имела хорошую опору. Ребенка разместите у себя на коленях в позе «на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга.
Взрослый проводит ладошкой ребенка по своей ладони (поочередно правой и левой рукой). При том приговаривает:
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!»
«Птички»
Взрослый берет ладошку малыша за запястье и потряхивает ею:
«Птички летели,
Крыльями махали,
на дерево сели,
Очень устали».
(Опустите ладошку малыша на свою).
Игра « Мои пальчики».
Приготовьте мягкую кисточку (позже возьмите зубную щетку). Поглаживайте, перебирая, пальчики малыша, напевая:
« У белого котенка
Мягкие лапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!»
Игры с кремом.
Выдавите детский крем себе на ладонь, возьмите кулачок или ладошку малыша и в ритм потешки размазывайте крем ручкой ребенка по своей ладони:
Вот какие малыши!
Наши ручки хороши!
Затем обхватите ладошку малыша своей рукой так, чтобы четыре пальчика «спрятались» в кулачок, а большой пальчик был сверху.
Игра «Размажем крем»
Возьмите детский крем. Выдавите его на дно миски и размажьте по миске. Возьмите ручку малыша и попробуйте размазывать крем вместе. Очень хорошо, если игру Вы будете сопровождать различными звуками, возгласами.
Игра «Разноцветные краски»
Посадите малыша на пол, предварительно расстелив рулон обоев. Вам будут нужны пальчиковые краски. Обмакните пальчик малыша и проведите им по бумаге. Затем обмакните ручку малыша и оставьте отпечаток на бумаге. Размазывайте краску по бумаге одним, двумя пальчиками, всей ладошкой, оставляя следы.
Игра «Веселые перчатки»
Вам понадобится вязаная перчатка. Нашейте на старую перчатку кусочки материи, различные по текстуре, а на некоторые пальчики пришейте различные по форме пуговицы: круглую и вытянутую, также можно пришить крупный бисер. Наденьте перчатку себе на руку, погладьте ею ручки, пальчики малыша, а затем каждый из пальчиков перчатки по очереди вкладывайте в ладошку ребенка. Малыш начнет ощупывать различные по фактуре материалы. Не забывайте нежно и ласково разговаривать с ним, комментируя все, что вы делаете.
Игра «Забавные пяльцы»
Вам понадобятся пяльцы. Сделайте из них занимательную игрушку для своего малыша, привязав к ним колокольчик или бубенцы. Подвесьте пяльцы на ленте над кроваткой младенца. Покачайте пяльцы для того, чтобы малыш услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску у себя над грудью. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и подтолкните их по направлению к игрушке. Ваш малыш, натолкнувшись случайно на подвешенную игрушку, научится ее сам схватывать.
Игра «Жили мышки на квартире»
Держите ладошку малыша раскрытой и водите по ней пальчиком, приговаривая:
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Также можно придумать ряд игр, стимулирующих умения захватывать и бросать игрушки и предметы; развивать различные действия с предметами.
Например, игра «Бросаем в ведерко»: вам понадобятся игрушки, издающие разные звуки при падении, и ведерко. Поставьте ведерко так, чтобы ребенку было удобно бросать в него игрушки, прислушиваясь к их звуку. Каждый раз, играя в игру, переставляйте ведерко, располагая его у разных сторон кроватки. Это побудит малыша передвигаться, брать игрушки одной и другой рукой, перекладывать их из ручки в ручку.
Игра «Вынимаем игрушки и вкладываем опять в ведерко»
Играйте с малышом на полу.
Посадив ребенка напротив себя. Вам понадобится ведерко с набором геометрических фигур: кубиков, шаров, кирпичиков, треугольных призм и т.п.
Поставьте перед малышом ведерко, вынимайте предметы по одному, ощупывайте их, называйте, рассматривайте, выкладывая игрушки на коврик рядом с ребенком. Вынув все предметы, начинайте их складывать в ведерко. Подавайте по одной игрушке малышу, побуждая его положить игрушку в ведерко.
Игра «Вылавливаем шарики из воды».
Посадите малыша на пол, предварительно надев на него фартук
Вам понадобится тазик с водой, пинг-понговые шарики, сачок, который используют для ловли рыбок в аквариуме.
Покажите малышу, как с помощью сачка вылавливать шарики из воды. Предоставьте ребенку больше самостоятельности, поощряя его активные действия ласковыми словами.
Дети после года могут выполнять упражнения, имитирующие игру на музыкальных инструментах, изображать различные предметы, животных.
Очень полезна для развития речи и увлекательна игра в пальчиковый театр. Прекрасно способствуют развитию мелкой моторики игры с крупами, с водой, перебирание камешков, бусинок, сортировка мелких предметов по коробочкам, навинчивание и раскручивание различных крышек на банки и бутылочки, игры с резиночками и др. Придумать такие игры нетрудно, все зависит от вашей фантазии.
Внимание!
Все игрушки, которые лежат в кроватке, а также подвешенные над кроваткой мобили должны быть безопасными для ребенка!
Игрушки не должны быть слишком мелкими и тяжелыми. Особенно тщательно подбирайте игрушки, которые вы даете ребенку, когда на некоторое время оставляете малыша одного в кроватке или в манеже.
Музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие малыша. Дети до трех месяцев хорошо реагируют на звуки, удаленные от них на расстояние не более полутора метров. Используйте музыкальные игрушки для привлечения внимания к себе. После того, как вы извлекли звук, обязательно покажите малышу – на каком музыкальном инструменте вы играли, громко произнесите его название.
Не переусердствуйте, чрезмерно громкие звуки могут напугать малыша!
Для правильного формирования слухового восприятия ребенок должен находиться с младенчества среди гармоничных звуков, т.е. звуков, которые его успокаивают (записи пения птиц, шум листвы, журчание воды, колыбельные песни).
Новейшие психолого-педагогические данные подтвердили, что дети начинают реагировать на музыку очень рано, причем способны воспринимать сложные музыкальные формы.
- Чтобы определить, подходит ли та или иная музыка малышу необходимо ориентироваться на внешние реакции ребенка; характер, темперамент малыша безошибочно подскажут родителям выбор мелодии и ритма. Прослушивание на первых порах не должно быть слишком продолжительным. Очень важно, чтобы в помещении во время звучания музыки была тишина, и ничто не отвлекало ребенка. Желательно также во время прослушивания убирать из поля зрения ребенка игрушки.
- Напевайте ребенку, ласково, певуче разговаривайте с ним.
- Напевая плясовую, мягко возьмите ребенка, лежащего в кроватке, за обе руки и приблизьте их друг к другу, разведите их в стороны. Можно взять ребенка на руки и приплясывать с ним, слегка приподнимая и опуская, поворачивая вправо и влево.
- Для развития музыкальности, слухового восприятия и зрительного внимания показывайте под музыку или собственное пение (мелодии без слов) яркие или блестящие игрушки, погремушки, флажки: ля-ля-ля, ля-ля-ля… плавно раскачивайте их, слегка постукивайте ими о перила кроватки, кружитесь с ними.
- Для развития музыкальности давайте ребенку слушать классическую музыку (Вивальди, Бетховен).
- Для формирования локализации звуков окружающей среды любую звучащую игрушку (куклу, часы, мягкую игрушку) показывайте со всех сторон (справа, слева, сзади). Кроме игрушек дайте ребенку посмотреть и послушать звуки, созданные искусственно: скачущий по твердой поверхности металлический шарик, постукивающую ложку, переливающуюся воду.
- Поиграйте на металлофоне сначала спокойную мелодию (примерно 1,5 минут), затем плясовую (1,5 минут). Возьмите другой подходящий для этого инструмент или напевайте мелодию (сначала грустную, затем веселую).
- Для эстетического восприятия, развития музыкального слуха большое значение имеют музыкальные и озвученные игрушки. Это различные погремушки, бубенцы,, колокольчики, дудочки, органы, цимбалы, металлофоны, музыкальные волчки, губные гармошки, свистульки, трубы, рожки, барабан и др. При этом помните: игры важнее игрушек, так как в качестве последних можно иногда использовать почти любые предметы.
- Занимайтесь с малышом, когда он спокоен, не капризничает, находится в хорошем настроении.
- Не переутомляйте ребенка большим количеством стимулов, давайте ему время для отдыха. Нельзя подолгу заниматься одними и теми же играми или упражнениями.
- При проведении занятий важна ваша эмоциональность. Ребенок быстрее овладеет доступными умениями, если у взрослого приветливые, веселые, ласковые интонации, бодрая и выразительная речь.
- Хвалите ребенка, даже если он совсем маленький и вам кажется, что он еще не понимает этого. Для малыша важна интонация, с которой вы говорите.
Желаем удачи!
Рекомендуемая литература:
- М.Г. Борисенко, Т.А. Датешидзе, Н.А. Лукина. Учимся слушать и слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. –С.-П., 2003.
- Ю.А. Разенкова. Игры с детьми младенческого возраста. –Москва, 2003.
- О. Жукова. Здравствуй, малыш! Авторская методика для заботливых родителей и талантливых детей. Москва, С.-П., 2005.
- И.Лопухина. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. Москва,2002.