КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ОПФР»
Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Это достаточно широкое направление, куда включается вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться.
Сексуальное воспитание - немного уже, это собственно отношение к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. А сексуальное просвещение - это часть сексуального воспитания, передача необходимых знаний в этой области.
Задача полового воспитания - из мальчика воспитать мужчину, а девочке благополучно вырасти в счастливую и успешную женщину. Конкретнее, это задача, чтобы мальчики осознавали себя мальчиками, а девочки - девочками, чтобы у них была правильная половая ориентация и чтобы они во взаимоотношениях мужчина - женщина адекватно себя вели.
На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали ещё более противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.
Половое воспитание ребенка-инвалида должно начинаться с первых месяцев его жизни, так как данная область воспитания – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания. Ведущая роль в гендерном воспитании детей-инвалидов принадлежит семье.
Перед родителями стоит важная задача – сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола: Я – девочка, Я – мальчик. Беседуя с ребенком о содержании понятий «мальчик» и «девочка», обогащая его знания о своей семье, о семейных реликвиях и традициях, родители закладывают основы будущих социальных и гендерных ролей.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей-инвалидов оказывают произведения устного народного творчества – фольклор. Знакомство с песнями, загадками, сказками, притчами, пословицами, поговорками, баснями – обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует правильное отношение к окружающему миру и друг к другу, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и формировании половой идентификации. С помощью загадок, родители, в интересной и увлекательной форме, могут познакомить детей с отличительными особенностями мужчин и женщин, предметами обихода, одежды и профессиями. Любимые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия и любви. Поэтому родителям, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. А когда мать укачивает своего малыша, в колыбельной песне она должна обращаться непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…Баю-баюшки-бай-бай!», «Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая…».
Одним из важнейших условий формирования половой идентичности детей-инвалидов, является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек, где дети общаются, играют, трудятся и обучаются вместе. Используя сюжетно-ролевые игры и занятия по теме «Семья», беседы с использованием иллюстраций детской художественной литературы, дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку», а также изготавливая подарки к праздникам «Для мамы» и «Для папы» – родители обучают половой принадлежности ребенка приобретающего начальные качества мужественности и женственности.
У него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.
Основные проблемы:
1. Половое влечение идет на бессознательном уровне, дети не управляют своими желаниями и потребностями.
2. Половое созревание детей с ТМНР намного опережает интеллектуальное развитие, так как, согласно проведенным исследованиям, проходит примерно в тех же временных рамках, что и в норме.
3. Гиперсексуальность («сексуальная» агрессия).
4. Сильная симбиотическая связь ребенка и родителей, которая не позволяет воспринимать подростка как автономную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей.
5. Фактором, препятствующим идентификации мальчика с отцом, является большее время контакта матери с ребенком, из-за чего отец может выступать для ребенка менее привлекательным объектом
6. Особую тревогу вызывает мастурбация подростка с интеллектуальными нарушениями.
7. Невозможность объяснить ребенку, что с ним происходит (например, менструация).
Что предлагаем мы?
Способствовать формированию представлений подростка о своем и противоположном поле; идентификация со своим полом.
Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка.
Формирование представлений об основных правилах гигиены.
Мастурбация является для подростка способом овладения своим недавно созревшим телом. Полное ограничение может привести в будущем к проявлениям «сексуальной» агрессии.
Дети-подростки должны знать, когда и где они могут себя трогать (мастурбация), им нужно объяснить, что они должны быть при этом наедине с собой.
Безопасность
Следует научить говорить детей:
- кто может к тебе прикасаться и в каких местах (органы);
- кто может попросить тебя раздеться (врач…);
- какой характер прикосновений является приемлемым, а какой – нет;
- научить закрывать дверь в туалет, ванную, раздевалку;
Кроме того:
- Говорите конкретно, называйте вещи своими именами. Речь идет о пенисе и вагине, не о пчелках, тычинках, пестиках.
- Поощряйте правильное поведение ребенка, подростка.
- Отвлекайте от неправильного поведения. Например, если ребенок, подросток начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-то в руки – нести или держать, переключите его внимание.
- Пусть ребенка учит вопросам гигиены и сексуального просвещения кто-то того же пола.
Что предлагает современная медицина?
Способы купирования сексуального возбуждения у детей и подростков с особенностями психофизического развития:
1.Сублимация, то есть замена сексуальной энергии другой деятельностью, к примеру, физической активностью, творчеством.
2.Медикаментозная коррекция. Ребёнку постоянно или периодически назначаются препараты, которые приглушают сексуальное возбуждение, желание и т.д.