Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Моторное развитие ребенка первого года жизни.

Дата: 21 апреля 2022 в 14:01
Автор: Титова С. В.

Моторное развитие ребенка первого года жизни.

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, учебной, трудовой). К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Развитие  этих навыков – процесс сложный. Последовательность приобретения навыков такова, что каждый навык, освоенный малышом, представляет собой основу для формирования следующих, все более и более сложных умений. Каждый ребенок проходит свой особый путь развития, который зависит от индивидуального стиля обучения, от сильных и слабых сторон ребенка. Развитие продолжается всю жизнь. Процесс развития ребенка условно можно разбить на шесть областей или сфер (область двигательного развития подразделяется на крупную и мелкую моторику). Следует помнить, что все они теснейшим образом связаны  между собой, и продвижение в одной области может повлечь за собой прогресс и в других. Например, успехи в развитии двигательной сферы позволяют успешно развивать познавательную деятельность, развитие речи тесно связано с успехами в сфере социальных навыков, а развитие мелкой моторики помогает овладеть навыками самообслуживания.

Что такое крупная моторика?

Это – совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать и ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир. Эти навыки необходимы для его развития во всех остальных областях.

Что такое мелкая моторика?

Это – совокупность навыков, для развития которых требуется умение контролировать движения мышц лица и ротовой полости и точные движения кистей рук и пальцев. В раннем возрасте – это способность вашего малыша самостоятельно принимать пищу и пить,  умение брать руками небольшие предметы, показывать на что-то пальцем или что-нибудь ощупывать. Графические навыки (письмо, рисование) или навыки самообслуживания( например, умение застегивать пуговицы или держать ложку) требуют хорошего владения мелкой моторикой, а для развития точных движений рук необходимо хорошее зрение, позволяющее контролировать эти движения.

 Уважаемые родители! Обратите внимание на последовательность развития навыков крупной моторики:

  • Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног (1, 5 мес.)
  •  Поднимает голову лежа на животе (к 2 мес.)
  • К 1-3 мес. малыш уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту.
  • После 3 мес. у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения: перевороты со спины на живот (4-5 мес.)
  • Переворачивается с живота на спинку и обратно (к 6-7 мес.)
  • В 6-7 мес. ребенок способен в течение долгого времени  лежать на животе, опираясь как на две, так и на одну выпрямленную руку, при этом кисти рук расслаблены, и малыш в положении «лежа на животе» свободно может манипулировать игрушками или другими предметами.
  • Сидит к 7 мес. с ровной спиной от одной до нескольких минут, при этом руки выведены вперед для опоры.
  • Самостоятельно сесть большинство детей могут к 8 мес . Чаще всего  дети научаются садиться с живота или четверенек.
  •  Самостоятельно садиться из положения «лежа на спине» ребенок начинает в 9-11 месяцев.
  • Ползание также развивается поэтапно: сначала ребенок, лежа на животе, поворачивается по кругу (в 5,5-7,5 мес), затем начинает ползти на животе назад, потом на животе – вперед.
  •  В 7-8 месяцев ребенок стоит, с поддержкой за грудь, может сгибать и разгибать ноги.
  • К 7-8 мес. почти все дети могут стоять, держась обеими руками за опору.
  • В 9-10 мес. ребенок встает у опоры из положения «сидя», т.е. со стульчика и из положения «стоя на коленях».
  • К 12 мес. малыш пытается делать свои первые шаги.

Моторное развитие происходит в определенной последовательности – «сверху-вниз» и «от центра к периферии». Это значит:

  1. Ребенок учится контролировать движения головы                                                                                          раньше, чем движения туловища;
  2. Сначала развиваются движения крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем движения мелких групп (пальцы), т.е. мелкая моторика развивается на базе крупной.

 Обязательно помните, каждый приобретенный навык является основой для развития следующих.

Будьте внимательны, не побуждайте ребенка выполнять задания, к которым он еще не готов. Важно понимать, что основные навыки крупной моторики приобретаются в определенной последовательности. Осваивая очередную «веху» моторного развития, ребенок закладывает фундамент для последующих шагов развития.

Игры и упражнения по развитию общей моторики:

Цель: Развивать умение удерживать голову в горизонтальном положении, укреплять мышцы шеи; вызывать положительные эмоции от общения со взрослым ( с1-1,5 месяцев).

Содержание:

Взрослый ласково   разговаривает с младенцем и выкладывает его на живот. Ручки ребенка осторожно кладет под грудку и слегка поглаживает спинку: «Вот как  наш малыш головку поднял, молодец, Алешенька!»

  1. Цель: Развивать упор ног, укреплять мышцы стопы; вызывать чувство радости от игры и общения со взрослым (с3 месяцев).

Содержание:

Взрослый      берет ребенка под мышки лицом к себе, приподнимая и опуская его так, чтобы ножки ребенка касались твердой поверхности (стол). При этом     он говорит:

Прыг-скок – высоко,                   Прыг-скок – низко,

Прыг-скок – высоко,                   Прыг-скок – низко.

  1. Цель: Учить переворачиваться со спины на живот; готовить к ползанию; укреплять мышцы туловища.

Содержание игры-упражнения:

Ребенок лежит на спине. Мама ласково разговаривает с малышом: «Давай, Антоша, перевернемся на бочок». При этом  она поддерживает правой рукой выпрямленные ноги малыша, а левой, держа за согнутую в локте руку, осторожно подтягивает в сторону, побуждая ребенка перевернуться в другую сторону.

Варианты игры

  • Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает поворот ребенка, взяв малыша за бедро и положив его одну ножку на другую. Не прилагая усилия, бедро и верхняя половина туловища перевернуться сами. Повторите это упражнение, перекрещивая ножки в другую сторону.
  • Ребенок лежит на спине, взрослый показывает ему сбоку игрушку, ласково разговаривает. Вызывает у малыша желание взять ее. Ребенок тянется за игрушкой и самостоятельно переворачивается на живот.
  1. Цель: Укреплять мышцы ног; развивать умение переступать; вызывать чувство радости  от движений и общения со взрослым (с 5 месяцев).

Содержание игры-упражнения:

Взрослый ласково разговаривает с малышом. Привлекает внимание к себе. Бережно берет под мышки, ставит на твердую поверхность, побуждает к переступанию. Поощряет ребенка: « Вот как у Оленьки ножки шагают: топ-топ». Игру повторяют 2 раза.

  1. Цель: Развивать вестибулярный аппарат.

Содержание:

  • Положить малыша на мяч животиком вниз. Придерживая ребенка обеими руками,  легонько покачивайте вперед-назад, в другой раз – справа налево.
  • Положите ребенка спиной на мяч. Придерживайте обеими руками и легонько покачивайте. Повторяя такие упражнения, всегда разговаривайте с малышом о том, что делаете.
  1. Цель: Учить самостоятельно вставать и стоять, держась за барьер; побуждать к самостоятельным действиям ( с 7,5 мес).

Содержание игры-упражнения:

Взрослый кладет на барьер манежа яркую игрушку. Привлекает внимание ребенка, вызывая желание  взять ее. Малыш, держась за перекладины манежа, встает и берет ее.

  1. Цель: Учить отталкивать мяч; совершенствовать ползание, ходьбу; побуждать к самостоятельным действиям; вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Содержание игры:

Мама показывает ребенку мяч, затем отталкивает его и предлагает малышу догнать мяч. Малыш ползет (идет) за мячом, догоняет его. Мама предлагает ребенку самому оттолкнуть мяч: «Вот молодец, Катюша, мяч далеко покатился! Догони его».

  1. Игра «Маятник» (10-12 мес.)

Цель: Развивать чувство равновесия; вызывать чувство радости от совместных действий, от общения со взрослым.

Содержание игры:

А в эту игру-упражнение можно предложить поиграть с малышом папе. Папа берет ребенка под мышки, приподнимает и слегка раскачивает в стороны, вправо, влево – «маятник качается». Можно покружиться, держа ребенка в том же положении. 

Не забывайте мамы и папы, что самое важное для всех маленьких детей – это теплое эмоциональное общение с родителями.

                                                                                                                                                                   Развитие мелкой моторики рук происходит тоже поэтапно:

  • У новорожденного закрытая ладонь (пальцы собраны в кулачок)
  • В 2 месяца наблюдаются изолированные хаотические движения рук
  • Уже к 3 месяцам малыш, лежа на спине, подносит ручки ко рту; способен двигать полуоткрытой ладонью в направлении находящегося  перед ним предмета; но движения еще не скоординированы по средней линии.
  • В 3-3,5 месяцев ребенок тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими.
  • Трясет погремушкой, вложенной в руку в 4 месяца.
  • Тянет предмет, находящийся в руке в рот. Большую часть времени кисти раскрыты (5 месяцев).
  • К 6 месяцам ребенок начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. Перекладывает предмет из руки  в руку.
  • В 7 месяцев смотрит на мелкий предмет и пытается загрести его всеми пальцами. Вращает кистью с удерживаемой игрушкой.
  • Стучит предметом о предмет. Хлопает в ладоши (9 мес.).
  • В 10 месяцев ваш ребенок уже способен  взять мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват»)
  • В 11 месяцев взятый   предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 сек): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает. Бросает предметы в игре.
  • В 1 год берет предмет двумя пальцами( кончиками большого и указательного) – точный «пинцетный захват». Одной рукой держит игрушку, другой играет с ней.

Как развивать мелкую моторику рук?

Совсем маленькому ребенку поглаживайте кисти рук, слегка потряхивайте ими, перебирайте пальчики, загибайте пальчики в кулачок и разгибайте. Свои действия сопровождайте ласковым разговором, песенкой.

Помогайте малышу с 3 месяцев случайно наталкиваться  ручками на игрушки, висящие над его грудью.

Позже побуждайте малыша захватывать различные по текстуре предметы, развивая его ощущения.

Подбирайте такие предметы и игрушки, которые стимулируют и развивают у ребенка  различные способы их захвата.

Таким образом, к концу года ребенок начинает овладевать ходьбой, складываются важные предпосылки для овладения предметными действиями – совершенствование акта хватания и появления первых специфических действий с предметами.

Литература:

  1. Островская Л.Ф. «Первый год жизни вашего ребенка». М., 1983.
  2. О.О. Косякова « Психология развития в пренатальности и младенчестве». Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.
  3. Двигательное развитие вашего ребенка. Сост. Е.В. Поле. М., 2003.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.