Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 9 человек

Мы на кухне не скучаем: развиваемся, играем

Дата: 14 ноября 2019 в 14:50
Автор: Титова С. В.

Мы на кухне не скучаем: развиваемся, играем

Любая хозяйка много времени проводит на кухне. Не являются исключением и мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком: приготовление пищи, мытье посуды, кормление, уборка повторяются по несколько раз изо дня в день. Часто родителям доставляет неудобства присутствие маленького ребенка на кухне, и некоторые мамы пытаются ограничить присутствие малыша. Они придумывают разные способы развлечь ребенка, пока готовят еду: ограничивают пространство для действий карапуза манежем с игрушками, дают поиграть феном или телефоном, включают детские мультфильмы… Но можно решить эту проблему иначе. Возьмите ребенка с собой на кухню и дайте ему возможность «помогать» маме. Под Вашим чутким руководством это станет не только интересным, но и очень полезным для всестороннего развития  малыша занятием.

Для начала дайте крохе возможность наиграться кухонной утварью. В ход могут пойти кастрюли разного размера, сковородки, миски, тарелки, ложки, половники (за исключением острых и бьющихся предметов). На кухне масса возможностей для обогащения и тренировки чувственного (тактильного) восприятия: гладкие ложки и шершавая сковорода; холодный, тяжелый металл и теплый, легкий пластик; мягкие полотенца и колючие губки для посуды. Что с этим делать?  Обследовать, ощупывать, гладить, стучать, сжимать, ронять, поднимать, вкладывать один предмет в другой, перемешивать ложкой воображаемую кашу, извлекать различные звуки… Что-то кроха будет делать сам, что-то ему нужно просто показать, для выполнения более сложных «заданий» может понадобиться Ваша помощь.

Ваш малыш уже наигрался кастрюлями и ложками? Пришло время для развития соотносящих действий и мелкой моторики рук. Что на кухне можно использовать для этих целей? Конечно же, разнообразные сыпучие материалы: гречку, горох, пшено, фасоль, манку, семечки, орехи, соль и др. Баночки, коробочки, бутылки, стаканчики, тюбики – излюбленные детские игрушки. Покажите ребенку, как можно накладывать, насыпать в различные емкости крупы. Попробуйте разные варианты: пальчиками по одному зернышку, щепотью, кулачком, ложками разного размера. Насыпьте горох, манку, гречку в баночки с крышками (можно использовать контейнеры от киндер-сюрпризов) и у Вас получатся отличные погремушки с различным звучанием. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде (видно, как увеличивается количество содержимого, как перемешиваются друг с другом крупинки). В ходе таких игр у детей формируются понятия «полный» - «пустой», «много» - «мало», «большой» - «маленький»; они на практике изучают, сколько крупы можно насыпать в маленькую баночку от детского питания или пластиковую бутылку от молока. Постепенно добавляем к играм элементарные упражнения на классификацию: сортируем фасоль и горох по разным мисочкам или выбираем орехи из гречки, как настоящие Золушки.

Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого нужно высыпать крупу на поднос или плоскую тарелку ровным слоем. Сначала порисуйте сами, проведите пальцем по крупе – получится контрастная линия. Возьмите в свою руку пальчик ребенка, нарисуйте несколько хаотичных линий. Главное – заинтересовать малыша появлением «изображений» и новыми тактильными ощущениями. Когда кроха освоится, можно переходить к рисованию солнышка, домиков, облаков, следов котика (шагаем пальчиками) или зайчика («прыгаем» по крупе двумя пальцами), дождика или любых узоров. Большой интерес у малышей вызывают и поиски различных маленьких игрушек в коробочке или миске с крупой.

Не забудем на кухне и о макаронных изделиях. Кроме уже описанных упражнений на пересыпание, перекладывание, выкладывание узоров, сортировку (ракушки отделяем от рожков или звездочек), из полых макарон, нанизанных на шнурок, получаются замечательные бусы для куклы или бабушки.

Вы заняты приготовление теста? Дайте кусочек своему карапузу (добавьте столько муки, чтобы тесто не клеилось к рукам малыша). В руках у ребенка появится замечательный материал для лепки: мните, растягивайте, отщипывайте по кусочку, катайте шарики, колбаски, расплющивайте блинчики, выдавливайте формочками для печенья или песочницы фигурки… А еще на раскатанном пласте теста можно выкладывать картины из любого подручного материала: круп, спичек (предварительно отломав серу), ниток, семечек и др. Даже если руки или кусочек теста в ходе игры попадут в рот малышу – ничего страшного.

Чем еще заинтересовать маленького ребенка на кухне? Различная бумага (плотная упаковочная, тонкая папиросная, салфетки, фольга, страницы журналов) и целлофан подойдут для развития тактильных ощущений, моторики, слуха. Их можно  мять, разглаживать, рвать, сгибать, а с детками постарше – резать. Обратите внимание малыша, как по-разному шуршит при комкании фольга и салфетка, как легко сжимается в комок тонкий пакет, и как нужно постараться, чтобы сделать «клубок» из плотной бумаги. А для того, чтобы извлечь из пакета игрушку или что-нибудь вкусное, ребенку придется проявить не только ловкость рук, но и сообразительность. Не забывайте и про полотенца, пеленочки, текстильные салфетки разной структуры. Кроме простого ощупывания и комкания (что само по себе полезно), можно организовать игру «Ку-ку», пряча под полотенцем маленькие сюрпризы. И где, как не на кухне, у ребенка есть возможность открывать и закрывать крышки и пробки на различных баночках, бутылках, коробках. Обеспечьте его всем необходимым и спокойно занимайтесь приготовлением еды.

На кухне можно организовать и целенаправленные занятия с малышом, например, знакомство с овощами. Предлагаю некоторые игры для деток с разными возможностями. Выбирайте сами, чем Вы займетесь со своим маленьким исследователем.

Рассмотрите какой-либо фрукт или овощ, ощупайте, понюхайте, попробуйте его на вкус. Один день – одно обследование: что-то, что дети хорошо знают и любят, или, наоборот, с чем еще не встречались близко в своей практике. Когда познакомитесь с несколькими фруктами (овощами), попытайтесь их сравнивать: «Это помидор, он круглый (овальный), красный, гладкий, а это огурец, он продолговатый (длинный), зеленый, шершавый. Покажи, что красное, что зеленое? Что круглое, что длинное?»

Поиграйте в игру «Большой – маленький» (предметы должны быть одного вида и значительно отличаться по размеру, маленький тот, который можно спрятать в ладошки). Варианты: большие яблоки складываем в большую коробку (миску) – маленькие яблоки в маленькую, большой морковкой угощаем большого зайца – маленькой морковкой маленького и др.

Научите Вашего ребенка играть в «Чудесный мешочек», и он не будет бояться засовывать руку в пакет, сумочку, мешок и доставать оттуда предметы.Если получается – узнаем предметы прямо в мешке, не доставая (на ощупь).Если пока не удается – достаем, вместе называем, ищем на столе заранее приготовленный такой же фрукт (овощ) или картинку («Это яблоко, где еще яблоко?»).

Чтобы малыш учился классифицировать предметы (а это развитие мышления), предложите емураспределить предметы двух видов: отдать всю морковку зайчику, а все яблоки – ежику; все лимоны положить в желтую тарелку, а все зеленые груши – в зеленую; все фрукты - в вазу, а все овощи - в корзинку и другие аналогичные задания.

Для развития вкусовых ощущенийорганизовывайте игры «Узнай по вкусу». Пусть ребенок попробует определить на вкуслимон или банан. Легко? Тогда усложните задачу: что ты ешь морковку или яблоко?

Надеюсь, Вы убедились, что маленькому ребенку есть чем заняться рядом с мамой на кухне, чтобы время прошло не только интересно, но и с пользой. Ну а для облегчения процесса уборки после активной детской «помощи» на кухне предусмотрите такое рабочее место малыша, к которому есть легкий доступ пылесоса. А сами не оставляйте без внимания своего карапуза, чтобы мелкие предметы, очень полезные для развития моторики, не попали малышу в рот, нос или ухо.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.