Нормы речевого развития детей от 0 года до 1 лет
Особенность речевого развития первого года жизни в том, что здесь понятие «Норма развития» достаточно условное. Хоть и существует градация, показывающая, что и когда должен произносить малыш, лишь к началу второго года можно заявлять, все идет согласно нормам, или нет. Физиологическая причина этого в том, что ребенок первого года жизни либо часто болеет, либо много спит.
Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. По мере взросления малыша до 1 года появляются в следующей последовательности: гуление, лепет, сочетания слогов, эхолалия (ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение), появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма». К 12 месяцам ребенок знает около 15 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово.
Нормы речевого развития детей от 1 года до 2 лет
Период автономной речи: ребенок подражает взрослому, произносит слова, однако эта речь не несет в себе индивидуализированный характер (например, одним и тем же словом малыш может называть несколько похожих объектов), ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов (например, слог «де» может означать дерево, одежду, девочку.) связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни.
Активное расширение пассивного словаря: количество произносимых слов может практически не увеличиваться, зато ребенок знает их значение.
Норма речевого развития у детей 2 лет подразумевает соотнесение знакомых слов с их изображениями. То есть малыш вполне может показать кошку, облако, стул, игрушку. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.
Нормы речевого развития детей от 2 года до 3 лет
Развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса. Вполне нормальны запинки и прерывистость при произношении даже знакомых слов, но чистота произношения часто употребляемых предложений должна улучшиться.
В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.
Автономную речь сменяет «телеграфная»: односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения (например «Я мокрый» может значить «Я хочу быстрей переодеться»).
Речь приобретает связный характер.
Если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм, стоит обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью.
Рекомендации родителям по развитию речи ребенка
Во-первых, помните, что развитие речи идет в непрерывной связи с развитием других познавательных процессов, таких как внимание, память, представление, воображение, и, в первую очередь мышление. Развивая другие психические процессы, Вы помогаете ребенку развивать речь. Поэтому занимаясь развитием речи, не стоит пренебрегать и забывать о других процессах: они ни в коем образе не препятствуют, а помогают речевому созреванию.
Во-вторых, После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.
В-третьих, к 3 годам ребенка уже можно обучать более сложным словам и обозначениям:
Используйте любой повод, чтобы обучать ребенка новым словам. Так слово «одежда» ребенку будет проще запомнить, если постоянно говорить «Сложи свою одежду аккуратно». Обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц. Учите слова-названия основных цветов. Знакомьте детей со словами, обозначающими размер предметов и различные качества предметов.
В-третьих, необходимо читать ребёнку. Вообще, заведите привычку читать перед сном. Пусть это станет неким ритуалом.
Помните! Нормы речевого развития детей 3 лет могут быть ограничены умением взрослых вызывать малыша на разговор. В этом возрасте ребенок все еще подчиняется своим желаниям и слово «надо» для него не существует. Если он не захочет разговаривать, то и не будет (хоть и умеет). Поэтому общаться с малышом нужно как можно больше, учитывая, что нравоучения и «разбор полетов» общением не считаются.
Успехов!
Педагог-психолог
Шафрановская Я.А.