Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Скажи, пальчик, где ты был? Развиваем мелкую моторику рук

Дата: 14 ноября 2019 в 15:03
Автор: Титова С. В.

Скажи, пальчик, где ты был?

Развиваем мелкую моторику рук

Сегодня, пожалуй, каждый взрослый слышал о необходимости развивать мелкую моторику рук у детей. Сторонники такого развития опираются на научные исследования, убедительно доказывающие, что из-за близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга движения рук человека тесным образом связаны с развитием его речи, а упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. Мелкая моторика рук взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, работать с конструктором, пазлами, пластилином, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Скептики ссылаются на то, что раньше никто не уделял такого внимания развитию мелкой моторики, и дети прекрасно развивались без специальных упражнений для пальчиков. Что можно ответить сторонникам спонтанного самостоятельного развития? Для начала отметим, что нельзя сравнивать сегодняшних (особенно городских) детей с их сверстниками несколько десятилетий назад. Даже за современных взрослых практически всю работу по дому делают машины. Блага цивилизации позволяют нам не стирать вручную, не месить тесто, не измельчать продукты, не шить, не вышивать, не вязать (это стало увлечением редких умельцев), не пилить, не строгать … Этот перечень можно продолжить. Добавьте к нему молнии, кнопки и липучки на детской одежде и обуви (родители охотнее покупают вещи без мелких пуговиц и шнурков, чтобы ребенок мог без особых усилий одеться и раздеться), множество игрушек в детской (а значит не надо ничего придумывать и мастерить из катушек, палочек, лоскутков и прочих «ненужных» в хозяйстве мелочей, как делали наши бабушки и дедушки). Вот и выходит, что ребенок, оставаясь в стороне от «хозяйственных» забот взрослых, раньше осваивает кнопки компьютерной клавиатуры или экран сотового телефона, чем ложку или карандаш. К тому же и наши бабушки прекрасно знали о необходимости массажа детских ручек и зарядки для пальчиков, не требуя научного подтверждения, а играя с малышами в «Сороку-ворону», «Ладушки», «Пальчик-мальчик» и множество других забав.

К сожалению, о том, что у детей есть проблемы с координацией движений и мелкой моторикой, большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается усиленными нагрузками на ребенка, когда к трудностям, связанным с психологической адаптацией и овладением новой информацией, добавляется еще необходимость учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш и ножницы. Чтобы этого не произошло, необходимо развивать мелкую моторику, точные координированные движения пальцев в дошкольном возрасте. Для этих целей замечательно подойдут разнообразные игры и упражнения:

- собирание в коробку или ведерко, перекладывание, перебирание, сортировка мелких предметов (пуговиц, фишек, желудей, фасоли, круп, бусинок, геометрических фигурок, камней, ракушек и т.п.)

- конструирование построек (башен, домиков, дороги, ворот и др.) из кубиков, брусков, деталей конструкторов различной величины

- собирание пирамидок, матрешек, мозаики

- наматывание на стержень (палочку, карандаш) ленточек, шнурков, ниток, сматывание клубочков, плетение косичек, нанизывание на шнурок бусин

- разворачивание «сюрпризиков»: мелких игрушек, закрученных в салфетку, бумагу, целлофан

- разрывание бумаги разной плотности на кусочки различного размера (произвольно и по нарисованным заранее линиям)

- составление фигур и узоров из счетных палочек, спичек, пуговиц

- различные манипуляции с пластилином или тестом: разминание, отщипывание, скатывание шариков и колбасок, расплющивание «блинчиков», размазывание по плотной основе, вдавливание в пластилин горошин, бусин, пуговиц (выкладывание картинок, узоров, пирогов и др.)

- продевание шнурков в дырочки (можно использовать подходящие домашние вещи, фигуры из дерева, пластика, плотного картона)

- застегивание и расстегивание различных типов застежек: «липучек», молний, кнопок, крючков, пуговиц; откручивание и закручивание крышек

- рисование пальчиковыми красками, карандашами, фломастерами, мелом, пеной для бритья на бумаге, пластике, стекле, крупе.

Подберите упражнения, доступные и интересные Вашему ребенку, и регулярно выполняйте их вместе с ним. Не торопите события, не заставляйте ребенка заниматься «через силу», а заинтересуйте малыша предстоящим делом, попросите «помочь», подбодрите, выполните задание вместе. Постепенно ребенок будет овладевать новыми умениями, его пальчики станут ловко справляться с предложенными задачами, и занятия будут вызывать все больший интерес.

В каком возрасте можно начинать работу по развитию мелкой моторики детей? Можно ли тренировать пальчики совсем маленьких детей, которым еще рано что-нибудь шнуровать, лепить, плести? Конечно! Первые упражнения по развитию моторики можно выполнять уже в двухмесячном возрасте. Обхватите пальчик крохи и несильно потяните его на себя, повторите со всеми пальчиками по очереди. Выполните круговые движения каждым пальчиком крохи сначала в одну, затем в другую сторону. Лучший тренажер в этом возрасте – мамины руки, но можно дополнительно использовать и «мохнатые» шарики из латекса не менее 3-4 см в диаметре, которые помогают массировать ладошку ребенка. Постепенно помогаем малышу раскрывать ладошки (в первые месяцы жизни его ручки сжаты в кулачки), массируя руки от кончиков пальцев к запястью, сгибая и разгибая каждый пальчик по отдельности и все вместе. Чтобы это занятие проходило веселее, рассказывайте крохе подходящие потешки, например такие:

***

Где ладошка? – Тут (открываем ладошку)!

На ладошке – пруд (чертим на ладошке круг).

Палец большой – гусь молодой (поднимаем большой палец),

Указательный – поймал (поднимаем указательный палец),

Средний – гуся ощипал (поднимаем средний палец),

Безымянный – печь топил (поднимаем безымянный палец),

А мизинчик суп варил (поднимаем мизинец).

***

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, буди соседей!

Вставай, большак (поднимаем большой палец),

Вставай, указка (поднимаем указательный палец),

Вставай, середка (поднимаем средний палец),

Вставай, сиротка (поднимаем безымянный палец),

И крошка-Митрошка (поднимаем мизинец) –

Привет, ладошка (гладим ладошку)!

Подрастая и тренируясь, ребенок научится сам загибать и разгибать пальчики по одному, удерживая остальные в кулачке или раскрытыми:

***

Скажи, пальчик, где ты был? («спрашиваем» у большого пальца, разгибая его из кулачка)

С этим братцем в лес ходил (разгибаем указательный палец),

С этим братцем суп варил (разгибаем средний палец),

С этим братцем вкусно ел (разгибаем безымянный палец),

С этим братцем песни пел (разгибаем мизинец и поем любую песенку, сжимая и разжимая кулачок).

**

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

***

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

К 6 месяцам малыши уже тянутся к предметам, хватают их. Сначала ребенок берет предмет всей рукой (ладонный захват), затем большим, указательным и средним пальцами (щепотью), позже – кончиками большого и указательного пальцев (пинцетный захват). Предлагайте малышу для захватывания и удерживания предметы разного размера и текстуры: деревянные, резиновые, пластмассовые, меховые. К играм на сгибание – разгибание пальчиков и удерживание разнообразных предметов добавляйте упражнения на перебирание, перекладывание. Побуждайте ребенка открывать коробки и банки, чтобы добраться до их содержимого; бросать мелкие предметы в различные емкости, чтобы в них «появлялись» звуки; переворачивать плотные страницы книг с яркими картинками; «черкать» карандашом по бумаге, рисуя дождик или травку; строить башни из кубиков; рвать бумагу; разворачивать «конфеты»… Постепенно к Вашим совместным занятиям будут добавляться все новые упражнения и игры, которые помогут развивать мелкую моторику малыша. В результате ребенок не только с легкостью овладеет навыками самообслуживания (научится одеваться, умываться, самостоятельно кушать), сможет занять себя рисованием, лепкой, играми с мозаикой или конструктором, но и будет значительно быстрее продвигаться в своем речевом развитии.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.