Сказка – любимое занятие перед сном или в полуденный отдых для детей и родителей.
Раньше об этом даже не задумывались, но сейчас в интернете или от педагогов можно услышать множество разных теорий и мнений о том, что такое сказка, как она полезна.
Сначала выясним, почему так полезны сказки.
Сказка – это передача опыта поколений.
В сказках заложен весь человеческий опыт. Порою, ребенку сложно объяснить что-либо в словах, или он не хочет слушать от Вас долгие заумные речи. Тогда на помощь приходят яркие образы и литературное слово. Мораль сказок легкая и доступная для детей легко объясняет то, на что Вы бы потратили долгое время разъяснений.
Сказка – это формирование образа мышления.
Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Бессознательно человек закладывает в себе основы мировосприятия той мини-вселенной, которую прочел. И чем больше он читает, чем богаче его духовная и психологическая культура.
Сказка – это форма релаксации.
А так же отдыха, игр, досуга, позволяющая удобно распорядиться своим временем. Что нужно ребенку? Правильно: свободно мечтать и фантазировать. А знаете, сколько интересных игр можно сделать со сказками? Тот же самый кукольный театр, в который малыши играют с удовольствием. Вы можете провести вечер дома, превратив его в шоу для ребенка: выбрать любимую сказку и проиграть ее всей семьей, выбрав для ребенка любимого персонажа. Кроме театрализаций, есть еще формы пальчикового театра, кукол-перчаток, теневого театра. Выбирайте, импровизируйте, играйте!
«Сколько людей, столько и мнений»
Наверняка, Вы не раз слышали из уст других родителей фразу «Такие сказки я своему ребенку не читаю»…
«Сколько людей, столько и мнений». У педагогов такая же картина. От одних Вы можете услышать, что эту сказку можно и нужно читать детям, от других – что она вредна и вообще опасна.
Дело в том, что каждое мнение о роли сказки исходят их каких-либо психологических теорий. Приверженцы одной теории, считают, что, например, Колобок, вредно читать ребенку, и приведут Вам кучу доказательств. Другие прочитают лекцию о пользе и докажут, что эта сказка самая лучшая. В итоге получается, что теории исходят из личностных мнений и убеждений человека.
Приведем примеры.
Самая распространенная и научно обоснованная теория о вредных сказках, популярная среди психологов, о том, что сказки народного происхождения детям лучше не читать. Обосновывают они это тем, что в народных сказках, как правильно, много страшных образов, которые вредят еще не сформированной психике детей. Например, та же Баба-Яга, медведь с поломанной ногой, разные чудовища. Они оставляют в сознании ребенка негативный образ, который закрепляется, и в будущем человек может неосознанно проявлять страх к любым раздражителям, схожими с этими.
А вот сказки авторские, проработанные и сложносюжетные, рекомендуют к прочтению.
Подводные камни здесь в том, что и среди народных можно найти сказки, не содержащие страшных образов, а среди авторских много историй с грустным или плохим концом.
Другие наоборот говорят, что раньше сказки были лучше, а сейчас различные яркие персонажи притесняют смысл, ничему не учат.
Опять-таки, задумайтесь. Если Вы познакомились с какой-то одной современной работой, и она Вам не понравилась по какой-нибудь причине, не значит, что все сказки такие: время идет вперед, и сказок становится только больше, ели поискать, Вы обязательно найдете интересное.
Из этого получается, что самые «рекомендованные» сказки – те, в которых избегается наличие негативных образов. Например, знакомая многим история про журавля и лисицу может научить ребенка, какие разные по сути существа по-разному воспринимают этот мир и живут в нем. Но пытливые умы и в здесь могут найти горсть негатива, обиды и чего-либо другого.
Выходит, что любую сказку можно рассмотреть под разным углом.
Итак, получается, что слушать мнения и советы нужно, но самый верный способ выбрать сказку для ребенка – перечитать ее самому и решить, согласуется ли эта сказка с Вашим мнением и мировоззрением.
Успехов!
Педагог-психолог
Шафрановская Я.А.