Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развиваем навыки самообслуживания у малышей.

Дата: 14 ноября 2019 в 15:00
Автор: Титова С. В.

Развиваем навыки самообслуживания у малышей.

В первые годы жизни ребенка очень важно обеспечить его всестороннее развитие. Ноактивно занимаясь физическим, интеллектуальным, эстетическим развитием детей раннего возраста, многие родители, и даже педагоги, упускают из вида формирование у малыша гигиенических навыков и умений в области самообслуживания. А ведь для ребенка 2 – 3 лет умения пить, есть, одеваться, умываться и т.д. гораздо актуальнее, чем раннее чтение или изучение языков. Именно с раннего возраста у человека начинают формироваться воля, уверенность в себе, стремление к цели, активность и упорство в ее достижении. Привитие навыков самообслуживания в значительной степени способствует формированию данных качеств у ребенка, способно поднять его самооценку и стать важным шагом на пути к независимости.

Что же включает в себя понятие «самообслуживание» для детей 2 – 3 лет?Это навыки приема пищи (есть ложкой и пить из чашки); одевания и раздевания (снимать, одевать колготки, носки, брюки или юбку, шапку, варежки, обувь); гигиены тела (мыть и вытирать полотенцем руки и лицо, пользоваться салфеткой и носовым платком); опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются у малыша под воздействием воспитания. Но кроме систематических усилий со стороны родителей, требуется определенный уровень развития  у ребенка ряда психофизических возможностей. Как правило, к двум годам общая моторика (умения вставать, садиться, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам и др.) развита довольно хорошо. А вот над развитием мелкой моторики (умениями  захватывать, удерживать, перекладывать предметы различного размера, веса, формы; толкать, тянуть, переворачивать предмет, опускать его в отверстие в коробке, удерживать в ложке, совочке и т.д.) предстоит кропотливая работа. Ребенку нужно освоить различные типы захвата: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой (обеими); действия с пальчиками. Карапуз учится совмещать два предмета или их части, развивает глазомер, собирая башенки, матрешки, вкладыши с фигурами. Развитием мелкой моторики рук, необходимой для формирования навыков самообслуживания, можно заниматься на специально организованных занятиях или в играх и бытовых ситуациях. Перекладывайте (пересыпайте, переливайте) из одной миски в другую каштаны, фасоль, бусины, пуговицы, крупы, воду сначала рукой (каждой отдельно), затем ложкой (большой, чайной, кофейной), пинцетом; отвинчивайте и завинчивайте крышки разного диаметра на бутылочках и баночках; нанизывайте предметы (макароны, колечки от пирамидок, бусины) на шнурок, проталкивайте в отверстия (монетки в копилку); переливайте воду пипеткой или спринцовкой… Не забудьте про игры с прищепками, кошельками, сумками, одеждой, обувью с различными типами застежек. После такой подготовки ручкам малыша будет гораздо проще справиться с неподатливыми липучками, кнопками, молниями, пуговицами, шнурками и прочими «трудностями».

Именно с таких несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Обучение конкретным навыкам самообслуживания начинаем с многократного показа на любимых игрушках малыша, постепенно переходя к показу на самом ребенке. Сообщите ребенку кратко и четко, что Вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на Вас. При необходимости, покажите это действие. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребенка и вместе проделайте нужное действие. Дайте малышу возможность самостоятельно выполнить данное действие. Помните, что любое действие можно «разделить» на части, и, если детям трудно овладеть навыком полностью, разбейте его на маленькие «поддействия», выполняемые в определенном порядке. Так, например, процесс одевания штанишек может состоять из таких частей: сядь на стульчик, возьми штанишки за поясок, подними одну ножку и вдень ее в штанину, поставь эту ножку на пол, подними вторую ножку и вдень ее во вторую штанину, встань, подтяни штанишки обеими руками. А если мы учим карапуза завернуть рукава, открыть кран, подставить руки под струю воды, намылить ладони и потереть друг о друга, смыть пену, вытереть полотенцем руки, закрыть кран- постепенно формируется навык мытья рук. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого и инструкция сокращаются, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши испытывают удовольствие от того, что сначала выполняют действие со взрослым, а потом самостоятельно. Но бывает, что действие дается с большим трудом, ничего не получается. Если при этом взрослые при малейшем затруднении спешат «на помощь», освобождают детей от необходимости прилагать усилия, у ребенка очень быстро формируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте»… Попробуйте не делать работу за малыша, а терпением, спокойным, доброжелательным отношением, ласковым голосом, потешками, песенкамисделать процесс формирования навыков самообслуживания более привлекательным. Стихами можно сопровождать любое гигиеническое действие малыша.

При умывании: Зайка чисто умывался,

                           Видно в гости он собрался.

                           Вымыл ротик, вымыл носик,

                           Вымыл ухо. Вот и сухо!

При расчесывании: Расти, коса, до пояса,

                                 Не вырони ни волоса.

                                 Расти, косонька, до пят,

                                 Все волосоньки в ряд.

                                 Расти, коса, не путайся,

                                 Маму, дочку слушайся!

При кормлении: Каша вкусная дымится,

                            Маша кашу есть садится.

                            Очень каша хороша,

                            Ели кашу не спеша.

                            Ложка за ложкой,

                            Ели понемножку.

                    Или: Это ложка, это чашка.

                             В чашке – гречневая кашка.

                             Ложка в чашке побывала -

                             Кашки гречневой не стало!

При засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.

                            Чьи это пятки – мягки да сладки?

                            Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.

                            Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!

Интересны детям и литературные сюжеты: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая» и др.

Гигиенические навыки и умения самообслуживания становятся прочными, если они закрепляются постоянно и малыш видит результат своих действий. Скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка и, во многом, от отношения к чистоте и опрятности взрослых, окружающих малыша. Не забывайте хвалить своего карапуза за любые достижения. Используйте разные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо!», «Молодец!», «Здорово!», «У тебя получилось!», «Замечательно!», «Ты совсем большой!», «Ты справился!», «Отлично!», «Правильно!», «Я так рада!», «Ура!» и др.

Сообщение детям гигиенических знаний и привитие им навыков самообслуживания нельзя откладывать «на потом», перепоручать детскому саду или надеяться, что малыш всему научится сам. Если Вы хотите, чтобы ребенок рос здоровым, независимым, уверенным в себе, волевым, не упускайте возможность научить малыша основам гигиены и самостоятельности в первые годы жизни.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.